Газета Спорт-Экспресс № 144 (2637) от 28 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

29 июня 2001

29 июня 2001 | Велоспорт

ВЕЛО ОТ "СЭ"

Геннадий МАРТЫНОВ

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ

Русский народ всегда идет впереди истории. Даже слово "велосипед" появилось в русском языке почти за два века до того, как в 1801 году был изобретен деревянный "самокат Артамонова". "... До пршаза прибылъ... изъ варяговъ Беломория... диаконъ Феодоръ Велосипедъ" - записано рукой неизвестного чиновника администрации Ивана Грозного в грамоте, дошедшей до наших дней. Правда, "велосипед" - это было прозвище, буквально переводящееся с латыни как "быстроног".

Но это еще не самое удивительное. А вот что - самое: среди нас живет человек, посвятивший изобретению велосипеда всю свою сознательную жизнь. И было в этой жизни все: чемпионские медали, мировые и союзные рекорды и даже Книга рекордов Гиннесса. Весь велосипедный мир последние 30 лет пользуется изобретениями этого человека. И почти все успехи нашего велоспорта достигнуты при его участии.

Но так уж повелось на Руси - наши Левши никогда не заканчивали дней своих в богатстве и покое. Сейчас, чтобы прокормить семью, Геннадий Мартынов вынужден заниматься... частным извозом. Другими словами, перевозит товары и подгулявших посетителей на ВВЦ. Правда, к этому делу он относится так, как всегда относился к своей работе. Созданный им вместе с Ниязом Тухфатуллиным - и по проекту последнего - веломобиль легко берет на борт и силой двух ног везет по городу шестерых пассажиров или до двух тонн груза - вес, с которым не всегда справляется 90-сильный двигатель грузовой "Газели".

САМЫЙ БАНДИТСКИЙ ВЕЛОСИПЕД

Из служебной характеристики: "В 1952 году поступил в Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры с III разрядом по конькам и II по велоспорту, а в 1956 году стал чемпионом СССР, победителем Спартакиады народов СССР и международных соревнований. С 1955 по 1959 гг. установил 11 рекордов СССР, был 3-кратным чемпионом СССР и 9-кратным чемпионом Москвы, выступал за сборную СССР с 1954 по 1960 год..."

- Тогда, в 50-е, деления на шоссейников и трековиков не было, - рассказывает Мартынов. - Ездишь - значит, можешь ездить везде. И выступления наши на международных чемпионатах были не соревнованием, а выполнением госзаказа. Точнее - постановления ЦК партии и Совета Министров СССР от 1948 года "О завоевании советскими спортсменами золотых медалей на чемпионатах и первенствах мира и Европы". Попробуй не выполни.

Я ездил везде - от километра на треке до шоссейной многодневки, хотя сначала на меня, гогоча, все пальцами показывали - маленький, худой доходяга, непонятно, в чем вообще душа держится. А на медицинском обследовании профессор Гладышева, посмотрев мое сердце, заметила: "У этого парня ресурс выносливости неисчерпаем". Вот в 1956 году я и установил на треке рекорд мира на 100 км. Было это в Туле. А тульский трек, я вам скажу, это цементное покрытие. До образцово-показательного деревянного в итальянском Вигорелли ему было ох как далеко! И на этом цементе мы били иностранные рекорды, поставленные на дереве.

Знаете, какой самый бандитский вид спорта? Никогда не догадаетесь - велосипедный тандем. Американские ковбои на своих дрессированных бычках - это ж дети малые и сынки безрукие. То ли дело - тандем! Пара лишних глаз, пара лишних ног, повышенная изворотливость. Гоняли на них самые отчаянные, сорвиголовы. Сейчас очень удачное слово есть - "отмороженные". Это про тандемистов. Самое милое дело - запихнуть обгоняющего соперника "в забор". В финале Спартакиады 1956 года нас с Борисом Васильевым - год назад мы с ним простились, земля ему пухом! - дважды туда забрасывали. Но мы тоже не лаптем щи хлебали. Пролезли, прорвались - и финишировали первыми.

ОТ ПАРАШЮТА ДО ТОРПЕДЫ

Из служебной характеристики: "...32 научных труда и кандидатская диссертация на тему: "Способы педалирования, их эффективность и применение в подготовке велосипедистов" имеют большое прикладное значение, служат методическим материалом для лекционного курса Российской государственной академии физкультуры. Апробировал на себе новые методики для выступления сборной команды СССР..."

- Академик Капица в свое время правильно сказал: "У настоящего ученого должен быть ген неудовлетворенности". Я ездил и видел: едем мы не благодаря, а вопреки. Начиная от самого велосипеда и заканчивая гонщиком. Как раньше сидел велосипедист? Чуть пригнувшись, руки вперед - поза, полностью соответствующая парашюту. И вот таким парашютом тащишь перед собой прессуемый воздух. На что гонщик опирается? На руль. Значит, надо сделать такой руль, чтобы превратить парашют в наиболее обтекаемую форму. Сложиться пополам, голову вниз. Так и родился аэродинамический руль для торпедообразной посадки. И ведь он правилам не противоречил, но уж больно неестественным казался - все от него и шарахались.

Витя Капитонов - великий гонщик, но широкий. В смысле - плечи у него были широкие, да и вообще грудь. В командной и групповой гонке он смотрелся изумительно, а в раздельной был слабоват - именно из-за этой ширины. "Давай мы тебе плечи уберем, сложим тебя - легче ехать будет", - говорил я. "Я дышать не смогу!" Все копировали посадку живой легенды - Фаусто Коппи. А ведь тот на допинге гонял, в 40 лет умер. Официально объявили, что его муха цеце где-то укусила, но это для прессы. Так все и ездили, на него глядя. Только потом, кто сложился, тот и начал крушить всех с раздельного старта. И дышать смогли.

Первый свой велокостюм я шил из женского нижнего белья - в дело пошли материнская шелковая комбинация и, извиняюсь за выражение, трусы. До сих пор этот велокостюм храню - хороший шелк до войны делали. "Молний" тогда не было, поэтому костюм зашивали на мне иголкой прямо на старте. Это был 1954 год. Потом уже пуговички приделал. Надо было видеть глаза окружающих в тот момент - как на сумасшедшего на меня смотрели...

ВЕЛОШЛЕМ В КНИГЕ РЕКОРДОВ

Из служебной характеристики: "...Его разработки опережали западные образцы на 25 - 30 лет: аэродинамический руль, колеса с закрытыми спицами, легчайшие в мире педали, аэродинамический костюм и другие повсеместно применяются отечественными и зарубежными гонщиками. Применяя его разработки за период 1972 - 1992 гг., было завоевано медалей Олимпийский игр, чемпионатов мира, Европы, СССР и России - более 1000, в том числе 13 золотых олимпийских наград..."

- В велосипеде мне не нравилось абсолютно все. Берешь колесо, особенно наше, раскручиваешь возле лица - ветерок обдувает, волосы развеваются. Разве ж это правильно? Еще до войны немцы делали плоские спицы "Фихтель Закс", потом появились английские - сверхтонкие "Бастид". Но ведь сколько спицу ни утоньшай, совсем от нее не избавишься. А если избавиться, если их вообще закрыть?

Первое колесо я обтягивал парашютным шелком дома, на кухне. По ободу, сшивая внизу - каторжная работенка. Зато на первом же пробном старте понесся так, что хоть мотор на велосипеде ищи. "Стоп! - сказали. - Так дело не пойдет, как-то в правила не вписывается..." И запретили. Теперь весь мир так ездит и правила дозволяют. Но сейчас, 45 лет спустя, это уже не наше изобретение...

Самые легкие педали в те времена были итальянские фирмы "Компаньола". Весили они 280 грамм. Плюс всякие шипы и крепления. А зачем такая тяжесть? Я тогда еще в юношах ездил, вот и родилась идея: без всяких ремней и туклипсов в велотуфли загоняется болт, который вставляется между педальными проемами. В таких туфлях, конечно, не походишь, так ведь они для езды предназначены. А потом - в начале 70-х - собственные педали разработал, 64 грамма весом. И никаких ремней. Долго спортсмены и тренеры не решались их в серьезном деле применить, а потом на них наши ребята московскую Олимпиаду выиграли.

Седло не нравилось - почему такое здоровое, как на мотоцикле? В итоге осталась одна веревка - прообраз нынешнего сверхузкого седла. Неудобно? Конечно, если по лужайке с сачком кататься или на рыбалку ехать. А для рекордов - то, что нужно.

Готовил к рекорду ученика - Сергея Терещенкова. Шлем у него на голове тяжелый - убить можно. В групповой гонке такой необходим - зацепит кто-нибудь - и полетишь с асфальтом целоваться. А зачем такая тяжесть в раздельной гонке, когда только ты и шоссе? Или в командной, когда с тобой свои едут? Вот и смастерил ему из старой поролоновой мочалки новый шлем - ничем от обычного не отличался, кроме веса. А весило такое изделие два с половиной грамма. Говорят, даже в Книге рекордов Гиннесса отметили.

Моя дочь со всеми папиными "прибамбасами" за девять месяцев и два дня прошла путь от впервые севшего за велосипед новичка до мастера спорта. Другие, горбом зарабатывая разряды и победы, держатся за спорт до последнего, а дочка после первого поражения рукой на велосипед махнула. Теперь работает парламентским корреспондентом на радио. Александра Кортошевская - слышали такую? Сыну Михаилу тоже велосипед по душе не пришелся, хоть результаты он неплохие выдавал - ушел в самбо. А в этом году Кубок мира в своей весовой категории выиграл. Как видите, это для меня велосипед - профессия, а для моей семьи - хобби...

ВСТРЕТИМСЯ НА ОЛИМПИАДЕ!

Из служебной характеристики: "...Все свои теоретические знания, практические разработки, спортивные и тренерские достижения демонстрировал на многочисленных лекциях, семинарах, курсах повышения квалификации, расширяя профессиональный кругозор тренеров и преподавателей для перспективы овладения наивысшими скоростями в велосипедном спорте..."

- Я никогда не задумывался о личном. Даже когда смеялись, издевались, все равно знал: никуда не денутся, рано или поздно всему будет применение. Один очень известный авиатор как-то рассказал, что Великую Отечественную войну мы начали и завершили с одними и теми же авиадвигателями - прогресс в этом направлении был невелик, возможности поршневых двигателей были выбраны полностью. Но вначале "мессершмитты" и "фокке-вульфы" гоняли и валили почем зря наши самолеты - "ишачков" и "лаггов". А потом с теми же двигателями пришли "яки" и "лавочкины" - и стали гонять и валить немцев. Почему? Ответ прост: новые конструкторские решения.

Чем велоспорт отличается от авиации? Двигатели не изменить - это люди. А вот над техникой работать можно и нужно. В части снижения веса дальше ехать уже некуда - велосипеды легче 6 кг на соревнования не допускаются - даже суперновые материалы не выдерживают сегодняшних скоростей. Значит, развитие пойдет по другому пути.

Жаль, но теперь приходится думать о хлебе насущном. Зарплата старшего преподавателя в академии вкупе с кандидатским званием - чуть больше 2000 рублей. Вы сможете на это прожить? Пять патентов на мои изобретения были выданы Франции, Германии, Италии, Голландии, Японии. Весь мир ездит на моих педалях, с моим торпедным рулем. Говорят, изобретатель что-то должен с этого получать. Наверное, это не про нас.

Я не жалуюсь, я констатирую факты. Голова на плечах есть, руки действуют - что еще надо? Будем дальше изобретать велосипед - это бесконечный процесс. Идеи есть, и немало. В 1940 году скорость велосипедиста в 45 км/ч считалась запредельной, теперь рекорд - 56 км/ч. В ближайшие годы велосипеды поедут 62 - 65-я знаю, как это сделать. Но не только не скажу, даже не намекну. Сейчас достаточно намека, чтобы это через месяц вышло патентом где-нибудь в Японии.

Так что встретимся на Олимпиаде. Там посмотрим, кто кого...

Максим ЛЕБЕДЕВ