Газета Спорт-Экспресс № 15 (2508) от 22 января 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

22 января 2001

22 января 2001 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

Александр ГОМЕЛЬСКИЙ

ЛЕГЕНДА О ПАПЕ

"Новым президентом баскетбольного клуба ЦСКА стал знаменитый российский тренер Александр Гомельский".

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС", 10 декабря 1997 года.

Что было раньше - баскетбол или Гомельский?

Американцы утверждают, что баскетбол. И даже приводят факты. Только можно ли им верить: в данном вопросе США - сторона заинтересованная. А непредвзятых свидетелей почти не осталось.

Впрочем, бог в ними, с американцами. У них своя легенда - о чудаковатом канадце Нэйсмите, который в 1891 году заставил студентов университета Спрингфилд швырять мячом в корзины из-под персиков, у нас - своя. На зависть Америке - живая. Легенда о Папе.

Как представить себе российский баскетбол без Гомельского? Никак. Кажется, он был всегда и всегда будет. Вот позавчера отметил очередной день рождения. Говорит, что 73-й. Приходится верить на слово. Хотя, зная склонность Александра Яковлевича к преувеличениям, очень хочется проверить - выглядит-то он лет на 15 моложе. И по-прежнему в гуще всех проблем российского баскетбола, декларирует собственные рецепты (иногда - спорные) их решения и настойчиво воплощает эти рецепты в жизнь.

Методы, которыми Гомельский этого добивается, многим не по душе. В искусстве интриги равных ему найдется немного, да и то лишь среди тех, кому это полагается по специальности, - чиновников, политиков. Папа (его так называют уже лет двадцать) не боится рукопашной ("Я считаю так: если ты уверен в своей правоте - говори то, что думаешь!"). Но в то же время всегда готов к отступлению, к обходному маневру. Противник по инерции какое-то время еще мечет свои стрелы - и в конце концов решает, что победил, хотя на самом деле добивается лишь отсрочки решающего боя: момент, когда Гомельский добьется своего, рано или поздно наверняка наступит. В этом можно лишний раз убедиться, оглянувшись вокруг и посмотрев под соответствующим утлом на происходящее в нашем баскетболе.

Валерий Кузин, возглавляющий РФБ, три с лишним года назад занял этот пост при ощутимой поддержке Папы. Тогда многие считали Кузина стопроцентным протеже Александра Яковлевича - дескать, Гомельский хочет "свалить" старого президента Сергея Белова (их затяжной конфликт тянется уже более двадцати лет) и поставить на его место своего человека. Однако Кузин на поверку оказался очень даже неплохим президентом РФБ. Недавно его переизбрали на второй срок. При том, что отношения между Гомельским и его бывшим "протеже" сейчас хоть тесные и рабочие, но вовсе не безоблачные.

С РФБ все ясно. Поворачиваемся в другую сторону. Кто является президентом лучшего клуба России? Гомельский. ЦСКА, в середине 90-х ставший символом возрождения баскетбола после перестроечной разрухи, несколько лет выигрывал вопреки жестокому финансовому кризису. Кризис этот продолжался, пока Гомельский не вернулся в клуб и не привел с собой банкира Михаила Прохорова, своего бывшего подопечного-баскетболиста. С тех пор серьезных проблем с деньгами у ЦСКА не было.

- Мы встретились на приеме в Кремле, и сначала я Прохорова не узнал, - рассказывает Гомельский. - Он подошел и спрашивает: "Вы меня не помните?" Я смотрю - парень высокий. "Наверное, играли где-то у меня", - отвечаю. "Да вы же с моим отцом дружили!" В общем, вспомнил я его. Попросил помочь ЦСКА. И Прохоров спас команду, постоянно балансировавшую на грани разорения.

- А если он, не дай бог, откажется от команды - сами знаете, как в российском бизнесе все порой быстро меняется? Сможете найти новый источник поступления средств?

- Смогу. У меня много друзей, которые, уверен, протянут ЦСКА руку помощи.

В любом деле, как только к нему подключается Гомельский, деньги, без которых сейчас любая затея обречена на провал, появляются сразу - словно из воздуха. Правда, найти средства и отойти в сторону - вариант не для Александра Яковлевича. Свою долю заслуженных комплиментов, оваций и славы он должен получить, желательно - в роли главы всего предприятия.

А работать под началом у Папы ой как непросто - требователен, придирчив, не любит своевольных. Взять хотя бы тот же ЦСКА. Еще в 99-м году Гомельский провел первую критическую атаку на Станислава Еремина - тренера, который фактически создал команду, игравшую в "Финале четырех" клубного чемпионата Европы. Интересно, что, когда Гомельский вернулся в ЦСКА и привел с собой Прохорова, Еремин как бы невзначай обронил: "У породистой собаки должен быть один хозяин". Эти слова оказались пророческими: хозяин действительно остался один. Но - не Еремин: после того как в 2000 году ЦСКА проиграл печально известную серию плей-офф хорватской "Цибоне" и второй раз подряд остался за чертой четвертьфиналов Евролиги, ему пришлось уйти. Многие (честно говоря, и я тоже) тогда крутили пальцем у виска. Мол, совсем Папа из ума выжил: ставить на место Еремина тренера-новичка Тихоненко это все равно, что бросать грудного младенца в реку - авось выплывет. Но Гомельский, как бывало уже не раз, смотрел дальше и видел больше, чем скептики. Тихоненко "выплыл", а ЦСКА, как в лучшие годы эпохи Еремина, возглавил таблицу группового турнира Евролиги.

- А кого назначать тренером, если не таких, как Тихоненко?! - восклицает Александр Яковлевич. - Посудите сами: когда речь заходит о том, кому тренировать сборную страны, все крутится вокруг двух фамилий - Белова и Еремина. Ну еще Селихова вспоминают - и все. Если так пойдет и дальше, скоро начнем приглашать специалистов из-за границы. России нужны новые сильные тренеры. Думаю, Тихий - один из таких.

Вот и получается, что за какие-то пять лет Гомельский перекроил весь наш баскетбол. Похоже, он действительно искренне полагает, что все должно быть так, как он считает нужным. Почему? Да потому, что он - Гомельский. "Я 30 лет все подряд выигрывал. Тренера, который добился большего, в нашем баскетболе пока нет и, наверное, не скоро появится", - это о самом себе. Нескромно? Что ж, выиграйте столько же, сколько он - и говорите то же самое.

В баскетболе у Папы недругов не меньше, чем друзей - среди последних преобладают артисты, политики. Но чувство уважения к нему испытывают все - даже те, кто в этом никогда не признается. Любить Гомельского трудно. Однако и не считаться с ним нельзя.

- Почему у меня много врагов? - переспрашивает Александр Яковлевич. - Потому, что я много выигрывал. Одних чемпионатов Союза 15 штук, если считать и Спартакиады народов СССР. Отнимал у других славу и титулы, на которые они тоже рассчитывали. Вот и стонали все: "Опять этот Гомельский! Когда же он наконец уйдет на покой?" А на следующий год - опять то же самое: золото у меня. Поневоле озлобишься. Я к этому отношусь философски. Например, своему брату Жене (Евгений Гомельский - главный тренер женской сборной России. - Л.Т.) говорю: "Чего ты злишься? Чем больше у тебя врагов, тем большего ты стоишь". Сами знаете: зависть - наша национальная черта. Я же не завидовал никогда и никому.

Его популярность огромна. Она не пострадала ни от попыток работать за границей, ни от завершения тренерской карьеры. Причем этот феномен не так уж и таинственен - Гомельский не только слывет победителем, но и никогда не упустит случая оказаться на виду, всегда готов поговорить с журналистом. При этом рассказывает ярко, живо, гладко - с байками и прибаутками. А комментирует у микрофона как?! И вовсе не считает свою склонность к "мельканию" на телеэкранах и газетных страницах чем-то зазорным.

- Когда в 50-е годы тренировал рижский СКА, меня часто критиковали, - рассказывает Гомельский. - Многим не нравились мои амбиции - дескать, приехал молодой чужак, не знает латышского языка. Я переживал по этому поводу, а один из моих игроков Гуннар Силиньш говорил: "Успокойся. Главное - попасть в газету. А что они там про тебя напишут, это уже второй вопрос".

- Сейчас многих раздражает то, что вы дружите с политиками...

- Я свою дружбу никому не навязываю. Люди сами идут, потому что им интересно со мной поговорить. Лужков, Хазанов, Кобзон - могу еще назвать десяток столь же известных фамилий. А то, что это кому-то не нравится, меня не интересует.

Вся история нашего баскетбола прошла перед его глазами, все лучшие игроки - от Коркия до Кириленко. Многих он тренировал сам. На вопрос, какая из всех возглавляемых им команд любимая, отвечает, не колеблясь:

- Сборная СССР 1988 года. Эта команда сделала меня счастливым. Хотя без меня они бы, конечно, не выиграли Олимпиаду. Все игроки были искренне убеждены: победить американцев невозможно. Сборная США по ходу турнира громила всех - порой по 30 очков за тайм соперникам "привозила" благодаря своему непроходимому прессингу. Но я гнул свою линию: мы - лучшие, мы победим. Каждый день твердил. На тренировках по 40 минут играли только против прессинга, учились его разбивать. И разбили. С Сабонисом на линии штрафных. Помните: ставился заслон, маленький Сокк оставался с Робинсоном... - И Гомельский принимается ласково водить пальцем по поверхности стола, вычерчивая контуры "золотой" олимпийской комбинации.

Мы сидим в его кабинете - в новой квартире на Пресне, куда он недавно переехал. Я слежу за пальцем Гомельского и думаю о том, что, если бы он был просто тренером, никакого Сабониса в Сеуле не было бы. Перед Олимпиадой знаменитый литовский центровой полтора года не играл в сборной из-за тяжелейшей травмы ахилловых сухожилий, и в то, что он успеет восстановиться к Играм, не верил даже сам Арвидас. Но Гомельский всеми правдами и неправдами добился того, чтобы Сабонис поехал в Сеул, где поначалу... совершенно развалил уже сложившуюся заново (без него) игру. Стартовый матч югославам наши проиграли. А потом одолели всех. Включая звездных американцев, которых Сабонис в полуфинале "затоптал", и ту же сборную Югославии - в игре за "золото".

А если бы Сабонис не вытянул. Или еще хуже - вновь получил бы травму? Стоило ли идти ва-банк? Задавать подобные вопросы Александру Яковлевичу бессмысленно. Какие могут быть сомнения, если речь идет об Олимпиаде!

Может, для того, чтобы выиграть такое соревнование, необходимо быть отчасти авантюристом? Гомельский знает об этом лучше других. Его ведь не только чествовали, но и не раз снимали, устраивали разносы - когда он так же упрямо делал то, что считал нужным. На заре тренерской карьеры, ведущей отсчет аж от 1948 года (то есть с 24 лет!), его ругали за чрезмерное, по мнению эстетов, пристрастие к сверхвысоким игрокам. Тогда ведь центровой ростом два метра уже считался гигантом, а Гомельский выудил из маленького латышского городка Цесис 218-сантиметрового неуклюжего лесника Круминьша и сначала уговорил его выйти на площадку, потом тренировал (тоже в 24 года!), а затем построил "под него" всю игру СКА. Итог известен: СКА трижды выигрывал Кубок чемпионов, Круминьш стал основным центровым сборной, а недавно был признан лучшим баскетболистом Латвии всех времен.

Представить классную команду без центра ростом за 210 см сегодня трудно. Но тогда, 45 лет назад, знать об этом никто не мог - только догадываться.

- Я очень рано впервые поехал в Америку и увидел, как они нянчатся со своими "большими" - просто чудеса творят. Вот и мы стали искать таких гигантов. Даже объявляли конкурс через газету: кто находит игрока выше 205 сантиметров, получает премию и поездку на матчи еврокубков.

- Почему сейчас в России так не хватает молодых талантливых центровых?

- Высокие ребята есть, но их плохо ищут. Я вот недавно в Израиле в магазине встретил девушку ростом, по-моему, за два метра. Оказалось, что она из России, но занимается не баскетболом, а музыкой.

Потом Гомельского ругали за то, что его игроки проводят на сборах чуть ли не круглый год, за жесткий авторитаризм в управлении командой и бог знает за что еще.

- Я знал: если проиграю - снимут. И страх, боязнь наказания заставляли работать, крутиться, что-то выдумывать.

- Но вы все-таки были полноправным хозяином в команде, а нынешние тренеры - люди наемные, как и игроки.

- Не вижу большой разницы. Ведь я тоже находился в подчинении у спортивных чиновников. И сейчас проигравшего тренера также снимают - просто это делает тот, кто платит ему зарплату.

- А игрока ныне труднее заставить работать?

- Здесь тоже многого можно добиться с помощью денег - если правильно составить контракт. Но вообще-то все зависит от тренера. Если он не горит, не отдает игрокам свои нервные клетки, ничего не получится. Каждый может правильно провести тренировку или нарисовать комбинацию - для этого есть учебники. Главное - вдохновить игроков, сделать так, чтобы в решающих матчах они бились, не жалея себя. За границей я тренировать не смог - знания языка не хватало, чтобы сказанное доходило до сердец. А вот с нашими - удавалось. Не запугивая, нет - отдавая свою энергию. Я никого не пугал. Хотя игроки меня боялись, и думаю, что это неплохо.

- Когда они начали звать вас Папой?

- Где-то в начале 80-х.

- Вам это льстило?

- Нет. В глаза ведь меня так не называли, но я об этом знал.

- Белов как-то сказал: "Игроки любят тренера только в миг победы, и это нормально".

- Согласен. Если тренер не побеждает, игрок начинает думать, что вся работа была проделана им впустую. Спортсмен хочет, чтобы тренер помог ему обрести признание - своих близких, друзей, болельщиков, тех, кто платит ему деньги. Век игрока гораздо короче, чем у тренера. И если тот не помогает баскетболисту реализовать себя в отведенный ему срок, такого тренера не ценят. И наоборот.

- Может ли добиться успеха тренер, который не силен в педагогике, но отлично разбирается в тактике, в тренировочном процессе?

- Не думаю. На тренировке можно начертить любую схему - это не фокус. А вот сделать это во время тайм-аута на последней минуте матча, да еще так, чтобы игроки исполнили задуманное!.. Порой у тренера руки дрожат так, что баскетболисты не в состоянии понять, что он там рисует. Чтобы делать такую работу, нужно быть очень сильным человеком.

- А хватит ли сил у Тихоненко?

- Он великий баскетболист и отличный парень. Но пока Валера больше игрок, чем тренер, он как бы по-прежнему проводит каждый матч на площадке, с командой. Его страсть зажигает ребят - они видят, что Тихий "умирает" вместе с ними. Да, он ошибается, иногда не так проводит замены, но это придет с опытом. Заметьте: в последние годы работы Еремина в ЦСКА команда не боролась так, как сейчас.

Сегодня Гомельский опять собирается в атаку. На вице-президента РФБ Сергея Чернова, на Еремина и на его помощника в российской сборной Владимира Цинмана.

- Как можно хвалить тренера команды, которая на Олимпиаде показывает такой результат?! Если 8-е место - хорошо, то что такое плохо? Еремин пошел на поводу у Цинмана, чья идея - привить сборной баскетбол в стиле "беги-бросай" - не оправдала себя. Если противник приспосабливался к этой тактике, взамен команда ничего предложить не могла. Как можно было не взять в Сидней Михайлова и Куделина, не договориться с Карасевым, а вместо них везти Базаревича с Кисуриным, которые, кстати, толком и не играли? Думаю, Россия могла бы занять на Олимпиаде призовое место. Литовцы, которые на равных боролись с Dream Теаm, по именам ничуть не сильнее - просто они умнее и грамотнее распорядились тем, что у них есть. Кроме того, я считаю, что тренер сборной не может работать в клубе, если, конечно, в национальной команде не играют 7-8 его баскетболистов. Если нынешнее положение сохранится, Еремин всегда будет работать с оглядкой на Казань, где он получает больше денег.

Теперь - о чемпионате России. Мы хотим с согласия Кузина создать новый орган, который руководил бы суперлигой, - из президентов клубов. РФБ пусть занимается сборными, детским баскетболом - работы хватит всем. А то пока все вопросы - финансы, назначение судей, календарь, переходы игроков - замыкаются на Чернове. Он толковый работник, но один человек не в состоянии делать все. А Кузин слитком занят, чтобы ежедневно вникать в мелкие проблемы суперлиги, - он же еще и депутат, ректор Академии физкультуры, бизнесмен.

- Что вы конкретно предлагаете?

- Во-первых, создать совет попечителей суперлиги. Знаю, что многие политики, руководители регионов готовы в такой совет войти. Во-вторых, заняться наконец маркетингом - чтобы команды могли зарабатывать деньги в чемпионате страны, как это делают в Америке и в Европе. Жить только за счет спонсоров нельзя - рано или поздно они просто устанут платить. А в РФБ сейчас нет людей, которые знают, как работать с телевидением, с прессой, привлекать рекламодателей.

- А разве в наших клубах такие люди есть?

- На первых порах можно пригласить кого-нибудь из-за границы - чтобы поучиться. А сейчас к нам вместо менеджеров-иностранцев валом валят игроки. Посмотрите на "Локомотив" - сплошные югославы и американцы. Наша молодежь теряет шанс пробиться в состав. Многие уезжают за границу в юниорском возрасте, потому что не видят перспективы. Думаю, нужно, с одной стороны, возродить дублирующие составы, а с другой - установить жесткий лимит: не больше трех иностранцев в клубе.

Оспорить тут можно многое, если не все, но... Вот неугомонный - в 73 года от него просто искры летят! За время нашего разговора я лишь однажды вспомнил о том, что передо мной человек весьма солидного возраста, - когда спросил, какая работа интереснее - тренера или президента клуба?

- Конечно, тренера. Он всегда в гуще событий. Будь я лет на десять моложе, может, еще потренировал бы. А так - нет. Я ведь проигрывать не то что не люблю, а просто не умею. Пусть уж лучше помнят победителем - теперь-то попробуй выиграй Олимпиаду. Да и нет у меня уже ни здоровья, ни сил. Конечно, иногда не сдерживаюсь, начинаю советовать, но... Претендовать на пост тренера ЦСКА я уже не могу. Нет, не могу...

Лев ТИГАЙ