Газета Спорт-Экспресс № 148 (2344) от 4 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
ФУТБОЛ |
EURO-2000. ФИНАЛ |
ИТАЛИЯ ОПЛАКИВАЕТ ЧЕМПИОНСКИЙ ТИТУЛ,
УСКОЛЬЗНУВШИЙ В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ
Бьющийся головой о штангу Тольдо. Плачущий навзрыд Тотти. Застывший Мальдини. Повалившийся наземь Дель Пьеро. Окаменевший Дзофф... Все это увидели итальянцы вчера утром в каждой газете. "Мы были в двух шагах от рая". "Италия в шоке". "Нет, мы не могли так проиграть". "Кубок вырвали из наших рук". "Мы заслуживали победы". Лишь некоторые заголовки.
КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ НАЙДЕН - ДЕЛЬ ПЬЕРО
Телевидение и пишущая пресса Италии отдают должное своей команде и признают: она сделала все, что могла. Те же самые люди, что нещадно критиковали Дино Дзоффа и его подопечных накануне турнира, сегодня ими восхищаются. Игра Тольдо, Тотти, Пессотто, Несты и их партнеров заслужила высокие оценки журналистов. Впрочем, не обошлось, как и положено, без "козла отпущения". Им, как и два года назад во Франции, стал Дель Пьеро. Правда, тогда компанию ему составил тренер Чезаре Мальдини, державший в запасе Роберто Баджо, и полузащитник Ди Бьяджо, не забивший решающий пенальти тем же французам. На этот раз Дель Пьеро придется отдуваться одному.
Два голевых момента, упущенные одним из самых высокооплачиваемых игроков мира при счете 1:0, дорого обошлись Италии. Некоторые газеты даже вынесли на первые полосы такой заголовок: "Дель Пьеро предал Италию". Судя по тем репликам, что бросали в эфир убитые горем болельщики "Скуадры адзурры", такое жестокое мнение газет разделяют многие.
Не завидую сейчас Дель Пьеро, которого многие поклонники "Ювентуса" обвиняют еще и в потерянном на самом финише скудетто. Этому игроку потребуется недюжинная сила воли, чтобы выйти из труднейшего положения. Надо отдать должное Дель Пьеро, который после матча признал свою вину:
- Не могу простить себе этого финала. Хотя бы один из двух моментов я просто обязан был реализовать. Я убит. Перед глазами до сих пор стоят те моменты, что я не использовал. Где теперь те, кто говорил о нашем везении? Мы провели отличный матч, но проиграли на последней добавленной минуте.
Лучший, по мнению соотечественников, игрок Италии в финале - Франческо Тотти не мог сдержать слез. Придя в себя, он не стал скрываться от журналистов, как сделал Филиппо Индзаги.
- Для меня лично этот турнир стал удачным, но что от этого толку, если мы упустили победу на последней минуте финального матча? - сетовал Тотти. - Чтобы забыть этот кошмар, нужно время. Гол Вильторда будет стоять у меня перед глазами во время всего отпуска. Футбол учит нас тому, что никогда нельзя праздновать победу раньше времени. Мы были уже на вершине счастья, когда последовал этот нелепый удар через все поле. Мы провели блестящий матч, но Фортуна повернулась к нам спиной. Это лишний раз подтверждает мою мысль о том, что лучше играть плохо, но выигрывать. Видите, мы сыграли хорошо, а вид у меня такой, словно я на похоронах.
ДЗОФФ ХРАНИЛ ДОСТОИНСТВО ПОСЛЕ ДРАМАТИЧЕСКОЙ РАЗВЯЗКИ
Кого по-человечески особенно жаль, так это Дино Дзоффа. Главный тренер сделал все возможное для того, чтобы Италия стала чемпионом Европы. В условиях жесточайшей критики, иногда переходившей за рамки приличия, Дзофф сумел создать коллектив единомышленников, который был в секундах от победы. А еще легендарный голкипер достойно вел себя по ходу всего турнира, защищая себя и своих подопечных от атак итальянских журналистов. Не уронил он достоинства и после драматической развязки финала.
- Как я себя чувствую? Отвратительно. Но таков футбол, и надо принимать правила игры, - заметил Дзофф. Вы говорите, что арбитр добавил слишком много времени? Не в моих правилах обсуждать действия судьи. Я никогда этого не делаю. Когда я проигрываю, то признаю в этом заслугу соперника. Считаю, что мои парни на этом первенстве достойно представляли Италию. Я могу ими гордиться. Игроки бились, как львы, от чего я испытываю огромное чувство удовлетворения - даже несмотря на поражение. Мы доказали, что итальянский футбол может биться на равных с любым соперником, в том числе и с чемпионами мира. Я не считаю, что французы были сильнее нас в финале. Возможно, мы дорого заплатили за удачу, которая сопутствовала нам в игре с Голландией. Это - один из самых черных дней в моей карьере.
КОГДА НЕ МОЖЕТ УТЕШИТЬ ДАЖЕ ПРЕЗИДЕНТ
После игры раздевалку сборной Италии посетил президент страны Карло Адзельо Чампи. Глава государства сказал много добрых слов в адрес проигравших, хотя вряд ли это стало для них утешением. Наверное, общее мнение выразил один из лучших игроков чемпионата Европы - Фабио Каннаваро:
- Это - невероятно: мы умудрились упустить победу, которая уже была у нас в руках. К сожалению, мы слишком рано поверили в успех, за что и были наказаны. Заслуженно ли победила Франция? Если судить по одному финальному матчу, то нет. Если же брать весь турнир в целом, то, пожалуй, мой ответ будет положительным.
Голкипер Франческо Тольдо, ставший героем полуфинального матча с Голландией, был настроен фаталистически:
- Это - судьба. Удар у Вильторда не получился, но мяч ударился о кочку. Видимо, так было предначертано свыше. Я уже чувствовал в руках этот злосчастный кубок, но он выскользнул в последний момент. Я очень хотел сделать себе и невесте потрясающий свадебный подарок, а вместо этого получил поражение на последней минуте и разбитый нос. Что поделаешь, это судьба.
Не скрывал чувств Паоло Мальдини, выигравший со своим "Миланом" все возможные титулы, а в сборной два раза остановившийся в шаге от вершины. Сначала на чемпионате мира-94, теперь на Euro-2000.
- Наверное, это самый сильный удар в моей карьере, - сказал Мальдини-младший. - Мы уже чувствовали себя победителями. Когда Вильторд сравнял счет, я почувствовал нечто страшное - у меня подкосились ноги. Мне стоило огромных усилий продолжить матч. Ну а потом случилось то, что случилось. В раздевалке Дзофф сказал, что гордится нами. Мне, как капитану сборной, не остается ничего другого, как присоединиться к этим словам, сказанным в адрес моих партнеров.
Италия проиграла, но ее игроки вели себя после такого психологического удара достойно. Подобные поражения стоят дороже иных побед.