Газета Спорт-Экспресс от 16 апреля 1998 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

17 апреля 1998

17 апреля 1998 | Футбол

ФУТБОЛ от "СЭ"

СМОЖЕТ ЛИ "КАРЛСРУЭ" ОБОЙТИСЬ БЕЗ НЯНЬКИ?

Еще в августе 1996 года, когда появились первые признаки кризиса, Винфрид Шефер пророчески сказал: "Боюсь, что если у нас не будет успехов, то в моей жизни могут произойти серьезные изменения. Впрочем, я уже много раз падет, но затем неизменно поднимался".

ДОСЬЕ "СЭ"

Винфрид ШЕФЕР

Родился 10 января 1950 года в Майене. Женат, жену зовут Ангелика, У них двое детей - сын Саша (23 года) и дочка Алиса (9 лет). Имеет специальность помощника машиниста поезда.

До 1968 года играл в ТуС (Майен), в 1968 - 1970-м - в "Боруссии" (Менхенгладбах), 1970 - 1975-м - в "Киккерс" (Оффенбах), 1975 - 1977-м - в "Карслруэ", 1977 - 1985-м - в "Боруссии" (Менхенгладбах). Всего провел в бундеслиге 403 матча. Забил 46 голов. Чемпион Германии-70, обладатель Кубка страны-70, обладатель Кубка УЕФА-79.

В качестве тренера до 1982 года работал в "Виктории" (Меннрат), в 1982 - 1983-м - в любительской "Боруссии" (Менхенгладбах), с 1986-го - в "Карлсруэ". В 1987 году вывел "Карлсруэ" в первую бундеслигу. Полуфиналист Кубка УЕФА-94, победитель финала Кубка Интертото-96. В 1992 году 32 бывших игрока сборной Германии назвали Шефера лучшим тренером года.

ВСТРЕЧИ С ВЕЛИКИМ ГУРМАНОМ

Шефер - личность весьма колоритная. Беседовать с ним или просто наблюдать за ним - одно удовольствие. Он - находка для журналиста. И мне, я считаю, повезло: наши пути трижды пересекались.

Первый раз это произошло в июне 1995 года, когда я приехал в Карлсруэ, чтобы встретиться с Сергеем Кирьяновым, и оказалось, что российского легионера в этот момент в городе нет. Но Шефер не дал скучать и согласился поговорить со мной о нашем футболисте. Помнится, начал беседу тренер так: "У меня с Кики сейчас одинаковые проблемы". Как выяснилось, оба любят вкусно поесть, поэтому обоим приходится бороться с липшим весом. Проявил заботу о Кирьякове Шефер и в другом вопросе. Незадолго перед этим убили хозяина русского ресторана, в котором любил обедать Кирьяков. И пресса позволила себе сделать в связи с этим весьма неприятные для Сергея выводы. Чтобы как-то отвлечь его от всего этого, Шефер позволил россиянину подольше отдохнуть на родине.

"Зря Кики сторонится немцев. Ему было бы полезно больше общаться с нашими футболистами", - сетовал тогда Шефер.

В апреле 1997-го мне все же удалось увидеться с Кирьяковым в Карлсруэ. Правда, на следующий день в матче против "Баварии" он получил травму, его увезли в больницу и сделали операцию. Но нападающий успел рассказать мне много интересного, в том числе и о наставнике команды. "Однажды прихожу к Шеферу, - говорил Кирьяков, - а он мне: "Почему не улыбаешься? Что случилось?" С тех пор на людях стараюсь сиять от счастья". Но не всегда их взаимоотношения были безоблачны. "В четвертом моем сезоне в "Карлсруэ" начались проблемы, - вспоминал Сергей. - Шефер был чем-то недоволен, я перестал попадать в основной состав и даже начал подыскивать себе новое место. Но затем мы оба решили забыть все обиды и сесть за стол переговоров. Я высказал ему свои претензии, он мне - свои. После этого мне вернули место в основном составе, и я даже стал забивать".

В те дни Шефер был озабочен тем, что "Бавария" переманивает к себе Финка и Тарната, поэтому при встрече со мной ограничился сердитой репликой: "Скоро я смогу спокойно величать себя и тренером "Баварии" - ведь половина моей команды будет играть в этом клубе".

В декабре 1997-го он приехал в Москву, где клуб Шефера играл со "Спартаком" в 1/8 финала Кубка УЕФА. "Если мы преодолеем этот барьер, - сказал мне Шефер, - то я позволю себе отведать борща и даже выпить рюмку водки". Как известно, удача Шеферу в Москве не улыбнулась, что и стало началом его конца. Через 4 месяца Шефера, ехавшего на тренировку, вызвали по мобильному телефону на ковер и уволили. С уходом Шефера "Карлсруэ" словно осиротел, оставшись без своего доброго и чудаковатого папы и заботливой няньки. А болельщики клуба не будут теперь больше наслаждаться представлениями, которые давал эмоциональный тренер у кромки поля, то хватаясь руками за голову, когда команда играла плохо, то вертясь на месте, то выкидывая что-нибудь еще эдакое.

Скоро этот театр одного актера переедет на другое место.

ТРУДНО ПРИВЫКНУТЬ К МЫСЛИ, ЧТО ТЫ УВОЛЕН

Есть ли Шеферу куда пойти? "Мой телефон разрывается от предложений, но я пока в таком моральном состоянии, что не могу и подумать о работе в каком-то другом клубе". В день, когда он это сказал, поступило очередное приглашение - из венского "Рапида", но тоже было отклонено. Да, свою отставку тренер воспринял очень болезненно, однако сейчас он постепенно приходит в себя. "Это же не конец света", - пытается он подвести философскую базу под свое изгнание из клуба, который привык считать своим вторым домом. Два года назад ходили слухи, что им интересуется "Бавария", но Шефер пресек: "Я остаюсь". Прошло три недели, однако он все никак не может привыкнуть к мысли, что на его месте работает другой: "Когда я просматриваю спортивный раздел телетекста и читаю, что Йорг Бергер является тренером "Карлсруэ", мне становится не по себе. А когда я вижу его на скамье рядом с футболистами, в голове проносится: "Что там делает посторонний человек? Какое он имеет право давать указания моим игрокам?"

Тренер, который более 12 лет верой и правдой служил "Карлсруэ", теперь ловит себя на мысли о том, что желает этой команде поражения - настолько сильна обида. Но потом, спохватившись, все же начинает болеть за свой бывший клуб: "А то, если он вылетит в низшую лигу, все скажут, что меня слишком поздно сменили".

А может, лучше жить по принципу: с глаз долой - из сердца вон? "Нет, - уверен изгнанник, - все-таки отвернуться от клуба, которому отдан немалый отрезок жизни, не получается. Спасибо болельщикам, которые не забывают и поддерживают меня своими письмами". "Мы потеряли друга", - пишут они, и эти теплые слова согревают душу Шефера.

Жена очень удивилась, когда Шефер, которого семья раньше редко видела, превратился в домоседа. "Супруга спросила: "Что ты тут делаешь?" - рассказывает Шефер. - "Живу", - отвечаю. А она мне: "Но не в это же время!" - И мы оба расхохотались".

Хотя было ему и не до смеха: "Я входил в тренерскую элиту. Что может быть лучше, чем считаться одним из 18 самых известных специалистов бундеслиги? Мне скоро 49 лет, но благодаря своей интересной работе я ощущал себя таким же молодым, как мои футболисты. Конечно, работа была напряженной. Разумеется, приходилось сталкиваться с большими проблемами типа бегства игроков в "Баварию". Но все были убеждены, что я могу справиться с любыми трудностями. А ведь знаете, чем порой мне приходилось заниматься? Например, как-то подходит ко мне Клаус Райтмайер, наш вратарь, и говорит: "Тренер, я надежно отстоял в этом матче. Не могли бы вы повлиять на газету Bild, чтобы она поставила мне более высокую оценку?" А еще я очень любил экспериментировать с составом. Это похоже на театр, когда там ставят пьесу".

Сын не хотел идти в школу, опасаясь, что из-за отставки отца одноклассники будут издеваться над ним. Но те оказались верными друзьями. Они вывесили плакат: "Верните в "Карлсруэ" Шефера".

"Конечно, - говорит Шефер, - я допустил ошибку, не взяв себе в помощники человека типа Эгона Кордеса, при одном виде которого игроки "Баварии" трепещут. Сейчас много разговоров о том, что за досрочную отставку "Карлсруэ" придется выплатить мне компенсацию - два миллиона марок. В связи с этим все убеждены, что я могу не работать по крайней мере до 2000 года. Ерунда. Я немного отдохну, покатаюсь на велосипеде, повожусь в саду и, хотя ненавижу кроссы, побегаю. А затем - снова в бой!"

ШМИДЕР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: УВОЛЕННЫЙ ТРЕНЕР ДОЛЖЕН ПОМАЛКИВАТЬ

Роланд Шмидер, выгнавший Шефера, дал ему такой совет: "Будь осторожен, внимательно следи за тем, что говоришь журналистам, особенно избегай неправды". Президент "Карлсруэ" с сожалением отмечает, что некоторые неразумные, на его взгляд, действия отставного тренера возбуждают болельщиков, которые дошли до анонимных угроз по телефону. "Но моей отставки им никогда не добиться, - уверяет Шмидер. - За 24 года я многое повидал, однако с подобным безобразием сталкиваться не приходилось". Болельщики, по его мнению, имеют право выражать свои взгляды, но не в таком же виде.

Президент продолжает: "Бывший тренер лукавит, утверждая в интервью, что был ограничен в своей трансферной политике. Он имел возможность продавать и покупать любых игроков. Конечно, за исключением таких суперзвезд, как Роналдо или Марадона. Прошлым летом Шеферу было разрешено приобрести футболистов на 10 миллионов марок. Удивляют меня и его сетования по поводу отсутствия у него жесткого помощника типа Эгона Кордеса. Думаю, что Шефер специально не искал себе такого специалиста, так как боялся конкуренции и возможности потерять свое теплое местечко".

ПО СЛОВАМ КИРЬЯКОВА, В КЛУБЕ ПАНИКА

"Я в полном недоумении, - сказал Кирьяков, когда я попросил его прокомментировать последние события. - В клубе паника. Все мы гадаем, что же будет? Если раньше было запрещено даже думать о возможности вылета во вторую бундеслигу, то сегодня все говорят, что другой дороги у нас нет. Новый тренер пытается действовать жестко. У него одно на уме - дисциплина. Он, например, запретил нам пользоваться мобильными телефонами в раздевалках и в клубном автобусе. Да и вообще обстановка полностью поменялась. Футболисты в шоке. Мы ощущали себя одной семьей, ходили вместе в рестораны, обсуждали свои проблемы. Сейчас все напоминает казарму. Возмущены и болельщики. За 6 лет, что я в "Карлсруэ", таких мощных антипрезидентских выступлений не было. После одного матча фанаты чуть не растерзали Шмидера, который правит в клубе более 20 лет. Только под прикрытием полиции ему удалось покинуть стадион. За что так обидели нашего шефа? Шмидер и Шефер дружили семьями, казалось, позиции тренера непоколебимы. Шефер говорит, что как раз накануне отставки они вместе строили планы на будущее. Тренер, кстати, уже успел подписать контракты с 4 перспективными молодыми игроками, президент, казалось, остался доволен его действиями. Но через некоторое время устроил переворот, заявив, что к этому его вынуждает плохое турнирное положение команды. Как выяснилось, он окончательно убедился в том, что пора снимать Шефера, поговорив с игроками. Знаю, о ком идет речь, но недовольных Шефером значительно меньше, чем тех, кто уважает его. Тренер умудрялся при дикой текучке кадров, когда многих игроков перекупала богатая "Бавария", поддерживать боеспособность команды. Так, когда клуб покинул Мехмет Шолль, он приобрел меня и Шмарова. Но в этом году что-то не сработало. Жизнь заставила продать Тарната и Финка, однако их потерю компенсировать не удалось. Настроение, конечно, паршивое. В клубе нам обещают, что наша зарплата не уменьшится, если мы вылетим во второй дивизион. Но я скорее всего уйду. Не могу себе представить кого-то другого на месте Шефера".

ВМЕСТО КАБИНЕТА ВРАЧА ДАНДИ ОТПРАВИЛСЯ В ПИВНУЮ

Если Кирьяков еще только думает покинуть "Карлсруэ", то судьба другого любимца местной публики Шона Данди по прозвищу Крокодил практически решена. Несмотря на его действующий до 2003 года контракт, Бергер настроен решительно: "Такие люди, которые сердцем уже не в клубе, мне не нужны. Игроки - богатство команды, но Данди - мертвый капитал, который, как я вижу, невозможно оживить". И дело здесь даже не в том, что южноафриканец в последнее время не может даже приблизиться к тем результатам, которые он показывал ранее, когда становился одним из лучших снайперов бундеслиги. В первом круге чемпионата-96/97 Крокодил забил 13 голов, во втором - всего 4. А в нынешнем первенстве на его счету лишь 3 мяча. Нервирует Бергера и поведение любимца Шефера. Так, Данди проигнорировал его указания показаться психотерапевту. Вместо кабинета врача его обнаружили в пивнушке.

По роковому стечению обстоятельств проблемы с Данди стали возникать сразу после того, как он принял немецкое гражданство, что, кстати, было идеей Шефера, мечтавшего иметь в своей команде помимо Хесслера и другого игрока сборной. Ради этого он советовал Данди притворяться больным и не откликаться на вызовы из сборной ЮАР. Когда же все формальности были соблюдены, результаты нового немца резко упали, и главный тренер сборной Германии Берти Фогтс потерял интерес к неудачнику. Плохо складывалась и личная жизнь. У 18-летней подруги Хайди, на которой он обещал жениться, родилась дочь, но Крокодил предпочел сочетаться законным браком с 22-летней подругой детства Шарлоттой. Затем молодой человек порвал со своим швейцарским советником Андреасом Ваккером, усмотрев в его действиях злой умысел. В настоящий момент Данди ведет интенсивные переговоры с тренером "Герты" Юргеном Ребером, но получить вольную сможет только в том случае, если берлинцы выплатят "Карлсруэ" 8 миллионов марок, что весьма сомнительно.

ХЕССЛЕР В РОЛИ СОВЕТНИКА

Шефер любил спрашивать совета у своих игроков. Так, перед матчем со "Спартаком" Кирьяков, хорошо знакомый с российским футболом, был временно назначен его ассистентом. Хесслеру же он доверял еще больше. Когда стало ясно, что Финк и Тарнат уходят в "Баварию", Шефер вызвал к себе Хесслера и сказал: "Я решил их отпустить, но мне нужна хорошая команда". И услышал в ответ: "Мы этого добьемся, тренер". С тех пор Шефер стал брать Хесслера с собой, когда нужно было присмотреться к какому-нибудь игроку. Это по его подсказке в команду был взят 37-летний Гвидо Бухвальд, завершавший свою футбольную карьеру в Японии. Но специалисты, вспоминая прежние случаи возвращения ветеранов из Страны восходящего солнца, сильно сомневались, что он сможет чем-то помочь. Сейчас становится ясно, что опасения были не напрасны. Большой пользы Бухвальд не принес, а в недавнем матче против "Кельна" подвел свою команду. За грубое нарушение правил его дисквалифицировали до конца сезона.

Хесслер же, натворив дел своими неудачными консультациями, готовит отходные пути. В "Кельне", где он выступал, согласны его принять обратно. Тем более что в 91-м, когда Хесслер вернулся из Италии в Германию, "Кельну" чуть-чуть не хватило денег (их собирали в складчину), чтобы заполучить этого мастера штрафных ударов. Жена и менеджер Хесслера Ангела пообещала: "Мы поговорим о возвращении моего мужа в "Кельн", если "Карлсруэ" перейдет в низшую лигу".

Борис ТОСУНЯН