Газета Спорт-Экспресс от 30 января 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

30 января 1998

30 января 1998 | Футбол

ФУТБОЛ

ОСТАЛСЯ 131 ДЕНЬ

"ТРЕХЦВЕТНЫЕ" ПРАЗДНИК В СЕН-ДЕНИ НЕ ИСПОРТИЛИ

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

Александр ПРОСВЕТОВ - собственный корреспондент "СЭ" во Франции.

ЧМ-98 - ТОЛЬКО ЗАПЯТАЯ

Открытие 80-тысячной спортивной арены "Стад де Франс", построенной в парижском промышленном предместье Сен-Дени к ЧМ-98, в течение нескольких дней занимало главное место в материалах средств массовой информации Франции. Если привести все оглашенные цифры о стадионе, то моя статья превратилась бы в статистический отчет. Ограничусь некоторыми сведениями.

Расстояние от футбольного поля до крыши, которая как бы висит на стальных тросах, закрепленных на 18 опорах, равно 46 метрам. Нижние ряды - в общей сложности пять тысяч мест - можно убирать внутрь. Это освободит пространство для легкоатлетических дорожек - их уложат весной будущего года. Общий вес строения, которое своей крышей-диском, целиком прикрывающей зрительские места, напоминает "летающую тарелку", - 500 тысяч тонн, то есть в 50 раз тяжелее, чем Эйфелева башня. Стоимость проекта тоже "космическая" - 2,672 миллиарда франков (445 миллионов долларов). Это очень много по сравнению с ценой возведения аналогичных сооружений. Правда, названная сумма включает все, в том числе оплату предварительных обоснований и apxитектурного проекта, стоимость создания автостоянки, дорожных подъездов и т.д. 53? процента средств внесли частные компании, вошедшие в консорциум, который будет управлять стадионом до 2025 года, остальные 47 процентов предоставило государство.

В Париже мечтали о стадионе-стотысячнике еще перед Олимпийскими играми 1924, но тогда не нашли денег. Теперь во Франции высказываются в том духе, что для столь дорогого бриллианта надо подыскать и достойную оправу.

Одного чемпионата мира по футболу недостаточно. Стоило бы, мол, еще пригласить Олимпиаду-2008 (в интервью l'Equipe эту идею поддержал президент Франции Жак Ширак), первенство мира по легкой атлетике 2001 или 2003 года. Тем более что правительство обязалось выплачивать консорциуму "Стад де Франс" ежегодно до 70 миллионов франков, если не найдется футбольного клуба, готового проводить на новом сооружении домашние матчи. Это положение контракта во Франции многие критикуют как нелепое со стороны правительства. В Сен-Дени нет солидного клуба, а "ПСЖ" от отъезда с парижского "Парк де Пренс" на сегодня отказывается. Пока в программе на период после ЧМ-98 числятся финалы Кубка Франции и Кубка французской лиги по футболу, отборочные матчи ЧЕ-2000, в том числе, видимо, против России, Украины и Армении, матчи Кубка пяти наций и Кубка мира-99 по регби. Это не считая концертов Rolling Stones и Джонни Холидея.

...Первый камень в основание будущего сооружения заложил 6 сентября 1995 года тогдашний премьер-министр Ален Жюппе. Работы были произведены в сжатые сроки - за два года, два месяца и три недели. Формально они завершились 29 ноября прошлого года, но еще десятью днями раньше на "Стад де Франс" состоялся первый неофициальный футбольный матч. За закрытыми дверями команда, составленная из ветеранов во главе с сопрезидентом оргкомитета ЧМ-98 Мишелем Платини и тележурналистов, легко обыграла сборную рабочих, участвовавших в строительстве (6:1). И вот настал день, когда на поле нового стадиона вышли действующие футболисты.

"РУКА МОСКВЫ" И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ "РОБИНА ГУДА"

"Гонка "Москва - Париж" продолжается" - образно заметила ведущая программы французского телевидения, представляя за день до торжеств прогноз погоды. Расшифровываются ее слова так: на Францию настойчиво наступает фронт холодного воздуха из России.

Сборная Испании вопреки желанию ее главного тренера Хавьера Клементе не смогла опробовать накануне "Стад де Франс". При температуре -5 она провела последнюю тренировку по соседству - на совершенно обледенелом поле. Во-первых, на новом стадионе проводили генеральную репетицию церемонии открытия, а во-вторых, организаторы беспокоились о состоянии газона и накрыли его пленкой. Как позже выяснилось, не напрасно. Поле на "Стад де Франс" даже при заботах о нем оказалось железобетонным. Подогревом оно не оборудовано, так что многие участки попали во власть инея.

Газон главной арены ЧМ-98 вообще доставляет немало тревог. Трава для него "созревала" более года в питомнике парижского пригорода Фонтенбло. При укладке покрытия на стадионе использовали дорогостоящую технологию: вырезали и перевозили газон крупными блоками, а не разворачивали его, как обычно, на манер ковра. Это было связано с тем, что в ноябре, когда по графику производилась укладка, тонкие "паласы" с короткими корнями могли из-за холода не прижиться. Кроме того, блочная система позволяет быстро заменить при необходимости отдельные участки.

Однако поначалу пересаженная трава угрожающе пожелтела. Консорциум сослался на нехватку солнечного света. Ему возразили защитники окружающей среды из организации "Робин Руд". По их версии, загвоздка в том, что стадион сооружен на месте свалки отходов предприятий по производству газа, а создатели "Стад де Франс" обратили внимание на "химическую атаку", когда проект был уже в стадии реализации. Им пришлось немало потратиться на бетонирование территории. К торжественному дню травка обрела темно-зеленый, но все-таки далеко не изумрудный оттенок. А "Робин Руд" не унимается и предупреждает о вероятности в будущем подъема на поверхность зараженных грунтовых вод и газовых испарений.

Возникает вопрос: зачем было вклинивать стадион в промышленный пейзаж? Напротив главной трибуны - завод Gaz de France, эстакада оживленного шоссе, ведущего в аэропорт "Шарль де Голль", канал с баржами и бетономешалками. Выбор правительства Франции, сделанный в октябре 1993 года, объясняется стремлением оживить социальное развитие плотнозаселенных северных предместий Парижа, дать там людям новые рабочие места. Но у этого решения есть и критики из числа считающих, что часть состоятельной публики, способной потратить относительно приличные деньги, к посещению Сен-Дени будет относиться настороженно.

К "СТАД ДЕ ФРАНС" ВЕДЕТ ЛИНИЯ НОМЕР 13

Обстановку вокруг матча открытия Франция - Испания в течение нескольких дней нагнетали профсоюзы работников общественного транспорта, назначившие на день инаугурации арены социальные действия. Радиостанции то и дело передавали "сводки": забастуют или нет. В итоге ведущая к стадиону линия метро под номером 13 оказалась "счастливой" для тех, кто ею воспользовался. Зато на других линиях метрополитена составы ходили с увеличенными промежутками и, следовательно, с переполненными вагонами (одна из них вообще не работала - персонал протестовал против убийства накануне машиниста). Схожая картина сложилась с пригородными поездами - одна ветка с платформой возле стадиона функционировала нормально, а другая - с серьезными перебоями.

На станции метро уже за четыре часа до начала матча спрашивали лишний билетик. Заведомо было ясно, что игра Франция - Испания побьет рекорды посещаемости. До сих пор наибольшее количество зрителей собрал 5 марта 1969 года дополнительный матч 1/4 финала Кубка чемпионов между "Аяксом" и "Бенфикой" на старом стадионе "Коломб", где теперь проводятся только регбийные сражения. Тогда продали 63638 билетов. Сборная же больше всего народу - 62145 человек - привлекла 21 октября 1956 года. В тот день на "Коломбе" ее соперником в товарищеском матче была команда СССР. Победили хозяева - 2:1. Новый рекорд официально равен 78836 зрителям. А то, что в среду вечером на подходах спрашивали и продавали по спекулятивным ценам билеты, вообще-то неудивительно. 32000 мест отвели приглашенным лицам, часть билетов распространялась среди футболистов, в министерствах и ведомствах, компаниях-спонсорах и т.д. В открытую продажу поступили лишь 12885 билетов, не считая 870 мест, выделенных испанским болельщикам.

ПРЕЛЮДИЯ В ЛУЧАХ ПРОЖЕКТОРОВ

В 19.15 по местному времени разноцветные лазеры разукрасили все поле "Стад де Франс" абстрактными рисунками. В течение примерно четверти часа зрители, среди которых находились руководители ФИФА Жоао Авеланж и Зепп Блаттер, наблюдали за спектаклем, одним из создателей которого был Жан-Мишель Жарр. Потому не случайно в шоу, как мне показалось, присутствовали космические мотивы: девушки в легких скафандрах "парили" с помощью эластичных канатов, изображая состояние невесомости. Затем была аллегорически обыграна тема строительства стадиона. Покрытие газона вздыбилось - и над полем "выросли" символизирующие трудности горы, на которые прожекторы спроецировали фигуры монтажников.

Ритмы "техно" сменила более спокойная музыка - и на стадион вышли выдающиеся французские спортсмены прошлого и настоящего: Мишель Платини, Ален Прост, Жанни Лонго, Ги Дрю, Ален Кальма и другие. Они растянули во всю ширину футбольного поля ленту из трех цветов государственного флага Франции. После нескольких торжественных слов президента Ширака юноша и девушка, одетые в спортивные костюмы, огромными ножницами разрезали эту символическую ленту пополам. В исполнении певицы Лиан Фоли прозвучала написанная специально к открытию стадиона песня. "Стад де Франс" из строительного объекта превратился в объект спортивный. Следующим номером в программе значился футбол.

ИСПАНЦЫ ПРЕРВАЛИ РЕКОРДНУЮ СЕРИЮ

ФРАНЦИЯ - ИСПАНИЯ - 1:0 (1:0)

Гол: Зидан, 20.

Франция: Бартез, Тюрам, Блан, Десайи, Богоссян, Ба (Пирес, 62), Дешам (Кандела, 62), Диомед, Зидан, Джоркаефф (Лебеф, 90), Гиварш (Трезеге, 75).

Испания: Субисаррета, Абелардо, Надаль, Алькорта, Агилера, Амор (Фернандо, 81), Серхи (Роберто Риос, 60), Эчеверрия (Лардин, 53), Рауль (Пицци, 73), Луис Энрике, Альфонсо.

Наказания: Алькорта, 14. Надаль, 71. Риос, 88 (предупреждения).

Судья: Майер (Швейцария).

28 января. Сен-Дени. "Стад де Франс". 78 836 зрителей. Минус 5 градусов.

Пусть матч был товарищеским, о безразличии к итогу не могло быть и речи. Успех в борьбе с серьезным соперником добавляет уверенности в преддверии ЧМ-98, тем более что Франция и Испания, не исключено, встретятся уже в 1/8 финала этого турнира. На начальной стадии плей-офф победители групп С и D, которые возглавили две сборные, померятся силами с командами, занявшими в тех же группах вторые места. Испанцам, конечно же, не хотелось прерывать впечатляющую серию из 31 матча без поражений, а для французов матч и вовсе имел статус как бы официального, потому что его результат вошел в анналы - это была первая игра на "Стад де Франс".

В извечном споре "физиков и "лириков" главный тренер французов Эме Жаке наверняка был бы на стороне прагматичной гильдии. Он постоянно подчеркивает, что в футболе на первом месте стоит результат что, когда его нет, никакая красота не спасет. С другой стороны, тренер понимает, что каждый раз выигрывать "на зуба" нельзя - зубы сломаются. Сборная Франции в последние годы демонстрирует футбол надежный, но порой скучноватый. Ее забота номер один - совершенствование атаки.

Всеобщее внимание приковывала пара Юрий Джоркаефф - Зинедин Зидан, которую во Франции прозвали "Джор-дан" До сих пор бытовало мнение что в чисто футбольном плане эти два отличных мастера, будто два медведя в берлоге, не уживаются. Однако и поочередно их использовать - ужасное расточительство. На сей раз связка постепенно налаживала совместимость и временами выглядела многообещающе. По крайней мере заметны были оба. Это, на мой взгляд, следствие распределения обязанностей. Джоркаефф действовал как форвард, хотя и немного оттянутый по сравнению со Стефаном Гиваршем, а диспетчерские функции выполнял Зидан.

ЭКСПЕРИМЕНТ С ТРЕМЯ ЗАЩИТНИКАМИ СОРВАЛСЯ

У хозяев не смог принять участия в игре Пьер Легль. На тренировке "Сампдории" он вывихнул плечо и, хотя прибыл на предматчевый сбор французской команды, уехал с него досрочно. В минувший уик-энд получил повреждение и Марсель Десайи. Только-только оправился от травмы, выведшей его из строя на два с половиной месяца, Дидье Дешам. Посему Эме Жаке дополнительно вызвал в сборную Патрика Виейру из лондонского "Арсенала".

В оглашенном за день до матча составе "трехцветных" отсутствовал левый защитник (не было ни Легля, ни Венсана Кандела). Жаке решил было прибегнуть к варианту с тремя игроками обороны, который сборная не использовала с 1994 года. За флангом же был должен присматривать дебютант Бернар Диомед, которому в "Осере" вменяют в обязанности отходы назад. Однако игра сразу же внесла коррективы. Полтора тайма, пока не вышел на замену Кандела, четко на позиции сзади слева действовал Ален Богоссян. К этому вынудило постоянное выдвижение вперед по краю Хосебы Эчеверрии.

СУБИСАРРЕТА ВПУСТИЛ ЗИДАНА В ИСТОРИЮ

У испанцев на острие атаки действовал один Альфонсо, но его постоянно поддерживала тройка Эчеверрия - Рауль - Луис Энрике. Причем гости старались использовать края. Уже на 3-й минуте активно начавший встречу, но впоследствии сникший Серхи передачей, вдоль Левого фланга оросил в атаку Рауля. Параллельным курсом мчались Альфонсо и Эчеверрия, противостоял же им лишь один защитник. Но партнеры Рауля, помешав друг другу, воспользоваться прострелом не смогли.

Примечательно, что главный тренер Хавьер Клементе упорно доверяет испытанной гвардии - Гильермо Амору, Мигелю Анхелю Надалю, Хуану Антонио Пицци. И это несмотря на то, что в "Барсе" при Луи ван Гале названные футболисты частенько не попадают в состав. Так, Надаль и Амор, проводившие в Сен-Дени за сборную 43-й и 31-й матч соответственно, за клуб с начала сезона отыграли целиком лишь по четыре матча. В Испании эта ситуация вызывает дискуссии. На каком, мол, основании ван Галь лишает игровой практики футболистов национальной команды, отдавая предпочтение легионерам? А упрямый Клементе стоит на своем. Его аргумент - успешная игра сборной.

В целом в первом тайме, несмотря на счет, поинтереснее смотрелись испанцы. Легкие, техничные, они ловко управлялись на трудном поле с мячом, разыгрывали "стенки", стремительно переходили от обороны к нападению. Рауль и партнерами хорошо руководил, и сам мог отличиться. Весь стадион услышал его крик, обращенный к Альфонсо, но, получив от партнера проникающую передачу, Рауль мимо дальнего угла промахнулся. Потом он вывел по центру Луиса Энрике, однако у того броском в ноги мяч забрал Фабьен Бартез, который вообще очень внимательно действовал на выходах и несколько раз опережал соперников.

У французов до перерыва было два точных удара. Первый нанес Зидан, которому сделал скидку головой Стефан Гиварш. Субисаррета перевел мяч через перекладину. Когда же пробил с 25 метров Джоркаефф, капитан гостей действовал неловко. Пусть удар наносился из-под Эчеверрии, пусть мяч летел по планирующей траектории, Субисаррета должен был отразить его иначе. Голкипер подставил замерзшие руки так, что мяч отлетел от них в перекладину и штангу, после чего упал в ноги набегавшему Зидану. Так был забит первый в биографии "Стад де Франс", а потому по-своему исторический гол.

ИСПАНЦЕВ УТЕШИЛА ПРИМЕТА

Во втором тайме игру контролировали французы - и чем ближе к концу, тем увереннее. Похоже, испанцы больше устали. Может быть, сказалось и то, что половина поля, на которой им пришлось проводить атаки после перерыва, была сильнее схвачена холодом. Ушел в тень Рауль. Когда же его заменили, мяч и вовсе у гостей перестал держаться.

А у хозяев, напротив, блестяще вошел в игру Робер Пирес. Если Ибраим Ба был на удивление малозаметным, то полузащитник "Метца", до этого в сборной выглядевший блекло, раз за разом прорывался за счет дриблинга по правому фронту атаки. Так, на 81-й минуте обведя двоих соперников, он сделал передачу в центр штрафной Давиду Трезеге, но 20-летний форвард промахнулся. Спустя две минуты дебютант упустил еще более очевидную возможность отметить появление в сборной голом. Пас пяткой Зидана был великолепен, чего не скажешь про удар юного нападающего, оставшегося напротив Субисарреты. Уже в добавленное судьей время свой шанс не использовал и другой новичок "трехцветных" - Диомед, которому отменный поперечный пас сделал Пирес.

Утешением для проигравших может служить забавная статистика. Начиная с 1982 года Франция обязательно в год проведения первенства мира побеждала в контрольной встрече команду, которая затем либо становилась чемпионом, либо на худой конец участвовала в финальном матче. Хавьер Клементе на эту особенность внимание обратил.

КАК ЭПИЛОГ

После матча в метро толкучка была почище лужниковской в дни больших матчей. Но толпа рассосалась удивительно спокойно. Парижский аналог ОМОНа был приветлив и даже улыбчив. Но и среди зрителей не нашлось подвыпивших любителей устроить давку. Люди весьма чинно спускались по ступенькам, останавливались, когда их об этом просили по громкоговорителю. Культура - достояние всего общества, а болельщики, как и полицейские (читай - милиционеры), - его составная часть.