Газета Спорт-Экспресс от 16 ноября 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

17 ноября 1996

17 ноября 1996 | Футбол

ФУТБОЛ

ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ СТРАНА. И ПОСЛЕДНЯЯ?

13 ноября 1996 года стал историческим днем для Андорры - крохотного горного княжества, зажатого, словно сэндвич, в Пиренеях между Испанией и Францией. Раньше его название изредка всплывало лишь в связи с горнолыжным спортом да беспошлинной торговлей. Теперь Андорра стала полноправной футбольной державой. В среду национальная сборная княжества провела свой первый официальный матч и проиграла дома эстонцам - 1:6. Такой вот казус: главы государства здесь нет (формально Андоррой совместно руководят французский президент и епископ испанского города Сеу-д-Урхель), а футбольная сборная теперь есть.

Включение Андорры в УЕФА и ФИФА, состоявшееся в июне нынешнего года, ударило по самолюбию футбольных федераций Каталонии и Страны Басков, которые, будучи гораздо более могущественными и многочисленными, чем андоррская, также мечтают иметь отдельное представительство в международных футбольных организациях. Но юридически у этих испанских провинций, конечно, прав меньше - ведь андоррский карлик в отличие от них имеет необходимые атрибуты государственности: он открыл посольства в Брюсселе, Париже и Мадриде, имеет представительства в европарламенте и в ООН и входит в Европейское Сообщество. 14 марта 1993 года население Андорры приняло - с одобрения 74 процентов населения страны свою Конституцию.

Кстати, население Андорры - понятие довольно неопределенное. Только у 18 из 68 тысяч, населяющих страну, в паспорте стоит слово "андоррец". Остальные 50 тысяч составляют испанская, французская и португальская диаспоры. Большинство населения государства говорит на каталонском языке. В настоящее время получить гражданство в Андорре - сложнее, чем в каком-либо другом государстве Европы. Для этого нужно либо родиться здесь, либо жениться на андоррке (соответственно, выйти замуж за андоррца), после этого прожить на территории страны три года, либо, не вступая в брак, оставаться жителем Андорры на протяжении 25 лет. Вдобавок к этому Конституция Андорры не признает двойного гражданства. Это создает дополнительные трудности для комплектования сборной - ведь контингент людей, из которых ее можно собрать, и без того весьма скуден. Местная футбольная федерация, которой руководит Давид Карпа, объединяет всего лишь 300 футболистов-любителей. Футбольная лига Андорры насчитывает 12 клубов. Но те, кто выступает в ней - по своей профессии банковские клерки, лифтеры, электрики, продавцы, - составляют лишь половину сборной. Другую половину тренер национальной команды Исидре Кодина "надергивает" из каталонской региональной лиги, где также выступают несколько андоррцев. А основной вратарь сборной - Альфонсо Санчес, играет в региональной галисийской лиге - за клуб "Кобас". Самый же сильный игрок команды - нападающий Хесус Хулио Лусендо. Несколько лет назад, при Йохане Кройфе, он даже выходил в основном составе "Барселоны". И пусть продержался там недолго, слово "Барселона" теперь в его визитной карточке будет значиться как своего рода знак качества. Сейчас Лусендо играет за "Тремп" - клуб каталонской лиги. Он по национальности испанец, но женился на андоррке и находится в стадии натурализации, то есть превращения полноценного гражданина Андорры. Положенных по закону трех лет после его женитьбы еще не прошло, но для Лусендо ФИФА сделала поблажку, и он уже получил статус "футбольного андоррца", что позволило ему сыграть против Эстонии. Вот-вот этот же статус получит и Феликс Альварес, который пошел по стопам Лусендо. Альварес - единственный футболист сборной, который выступает за клуб "Андорра", довольно сильный (он играет в третьем профессиональном дивизионе Испании). В команде с таким названием, однако, не выступает ни одного андоррца - в ней собраны только испанцы, включая Альвареса.

Словом, игроков для сборной Давиду Карпе сейчас приходится отвоевывать с боем. Но он надеется, что в будущем ситуация изменится к лучшему и будут приняты поправки с тем, чтобы система выдачи андоррского гражданства стала более гибкой.

Матч против Эстонии вызвал в княжестве настоящую эйфорию. На трибунах местного стадиона собрались аж 1300 зрителей. И пусть эта фраза не покажется ироничной, а цифра - смехотворной. По меркам Андорры это действительно невероятно много. На матчи профессиональной "Андорры" и то собирается в среднем по 400 человек, не говоря уже о матчах местной лиги. "Если такой ажиотаж сопутствовал нашей встрече с Эстонией, то могу себе представить, что будет, когда к нам приедут Англия или Германия", - говорит Карпа.

"Главный тренер нации" надеется, что эти времена наступят скоро. Андорра готовится к участию в отборочных матчах чемпионата Европы 2000 года и ждет соответствующего разрешения от УЕФА. То же относится и к местным клубам, которые рассчитывают принять участие в континентальных турнирах уже в следующем сезоне.

Препятствием к таким планам может послужить, правда, крайняя скудость казны Андоррской федерации. Годовой бюджет ее составляет всего восемь миллионов песет (62 500 долларов). Ровно в такую же сумму обошлась организация матча с Эстонией - затраты на освещение и на размещение гостей в гостинице. Первый же матч практически опустошил кассу федерации, но ситуация должна кардинально измениться, поскольку со вступлением в УЕФА в нее начнут поступать солидные отчисления.

Не смущает ли генерального секретаря Андоррской федерации то, что далее слабейшим европейским сборным вроде Эстонии главная команда государства будет проигрывать с крупным счетом? "Нисколько, - отвечает на этот вопрос Карпа. - Я придерживаюсь лозунга: главное - не результат, а участие. Меня вдохновляет пример Фарерских Островов. Раньше об их существовании никто не знал, но их появление на футбольной арене стало наилучшей рекламой для них в мире. То же самое относится и к нам. Пройдет несколько лет, и Андорру научатся без труда находить на политической карте. Уже одно это для нас значит много".

Судя по всему, прием в члены УЕФА Андорры и ее дебют на международной арене завершает перманентный процесс расширения футбольного Европейского союза: на сегодня в нем представлены абсолютно все государства Старого Света. Но кто знает, не повлияет ли вновь политика на спорт и не придется ли УЕФА принимать в свои ряды 52-ю, 53-ю и так далее страны.

Игорь ГОЛЬДЕС, Иван МОСКАЛЕНКО