Владимир Чагин: "Шелковый путь" не собирается конкурировать с ралли "Дакар"
Александр ПРОСВЕТОВ
из Парижа
После двухлетнего перерыва автомарафон "Шелковый путь" в будущем году состоится в шестой раз. При этом он впервые выйдет за пределы постсоветского пространства, соединив Москву и Пекин через Астану.
Старт внедорожникам и грузовикам будет дан на Красной площади 9 июля 2016 года, а спустя две недели они прибудут в китайскую столицу, преодолев 8500 километров, из которых 5 тысяч - спецучастки. Таким образом, гонка по расстоянию почти вдвое превзойдет самую длинную предыдущую – в 2010 году автомобили проехали от Санкт-Петербурга до Сочи 4860 километров.
О новом маршруте говорилось на презентации гонки, состоявшейся в четверг в одном из престижных парижских баров в районе Елисейских полей. Открывая ее, известный в прошлом автогонщик Семен Якубов официально передал полномочия директора проекта "Шелковый путь" своему соратнику Владимиру Чагину.
– Почти тридцать лет назад мне посчастливилось создать команду "КАМАЗ-мастер", которая набрала силу и добилась немалых успехов, – сказал Якубов. – Три года назад я уступил руль команды своему ученику Владимиру Чагину. А теперь передаю ему и руль ралли "Шелковый путь".
Владимир Чагин, семикратный победитель "Дакара" с "КАМАЗом", в беседе с российскими журналистами отметил:
– Участников ждет разнообразная и насыщенная трасса. Будут и степи, и дюны, и извилистые горные дороги, и песчаные массивы Китая, так что экипажи с интересом проверят себя на выносливость, а технику – на надежность.
– Отсутствие песков на маршруте "Дакара" обеспечит "Шелковому пути" конкурентоспособность с этой знаменитой гонкой? (В Южной Америке, где в последние годы проводится "Дакар", отрезали перуанскую часть и чилийскую Атакаму, что вызывает у некоторых скепсис. Тем более, что на этом фоне "Шелковый путь" фактически встал на традиционный "африканский путь", предлагая широкие пространства и дюны – Прим. А.П.).
– Не вижу смысла рассматривать два проекта в качестве конкурентов. Мы просто предоставляем возможность попробовать себя на новых трассах в Европе и Азии, проверить себя и машины, а также доставить удовольствие болельщикам. Ралли-рейды набирают все большую популярность, и хорошо, что наш проект поддерживают правительства России, Казахстана и КНР.
– Если "Дакар" не конкурент, то, может быть, два проекта дополняют друг друга?
– Гонки проводятся в разное время. Спортсменам же предоставляется возможность либо принять участие в обоих проектах, либо выбрать между ними.
– Как связан с вашим проектом Париж, в котором проводится презентация?
– Франция – родина ралли-рейдов. У всех они ассоциируются с гонкой Париж – Дакар, когда-то начинавшейся возле Эйфелевой башни. Мне самому довелось там брать старт. Хотя сейчас и у нас, и в Китае активно подхватили французское начинание.
– Как воспринимаете свою новую роль директора проекта?
– Как новую ответственность. В ралли-рейдах я с 19 лет, то есть почти всю сознательную жизнь. Прошел путь от пилота до руководителя команды, а теперь буду делать все, чтобы достойно проявить себя в роли организатора гонки.
– Сколько экипажей ожидаете в новом издании "Шелкового пути"?
– Во всех предыдущих ралли-рейдах старт брали более ста экипажей. Так что и теперь, думаю, их будет от ста до двухсот. Активное желание стартовать в гонке проявляют ведущие команды в категории "авто": BMW-mini, Peugeot, Toyota, SMG, Ford, а в категории "грузовиков" – Iveco, MAN, Tatra, GINAF, Renault.
Сейчас у всех мысли о "Дакаре", но с 1 декабря начнут записываться и на нашу гонку. Команду "КАМАЗ-мастер" будет возглавлять Сергей Савостин, восьмикратный победитель "Дакара". Это второй показатель в мире после Стефана Петеранселя (француз 6 раз побеждал как мотоциклист и 5 раз – в категории "автомобили" – Прим. А.П.). Я с семью победами на 3-м месте. Хотя мы с Савостиным в одном экипаже ездили, я предупредил, что сохранится тот же принцип, что был при Семене Семеновиче Якубове. Мне, как руководителю команды, никогда не было известно о маршруте больше, чем другим. Вот и Сергею сказал: "Хоть пытай, ничего лишнего не скажу, чтобы мы могли открыто смотреть людям в глаза и говорить, что ведется честная борьба".
– Не собираетесь добавить в гонку категорию "мото"?
– Работаем над этим. Но вносить изменения уже в первом проекте под моим управлением не хочется. И без того масштаб состязания увеличился. Мотоциклисты твердят: "Хотим проехать по России". Пока для них один ответ: "Пересядьте на четыре колеса". Но в последующем будем рассматривать участие и категории "мото".
Впервые ралли "Шелковый путь" состоялось в 2009 году. Тогда отправным пунктом была Казань, а конечным – Ашхабад. При этом, как и теперь, трасса пролегала по земле Казахстана.
В последующем рейды совершались сугубо по территории России. И вот снова ралли становится международным не только по составу участников, но и по своей географии. При этом оно будет, наконец, отвечать своему имени, так как пройдет дорогой торговых караванов, доставлявших из древней китайской столицы Сианя в Средиземноморье шелк и другие диковинные товары.
Ралли-рейд "Шелковый путь" задуман как некий наш ответ "Дакару". Ведь в 2008 году гонка по Африке с финишем в сенегальской столице была отменена из-за проблем с обеспечением безопасности, и в автоспорте возник пробел. Впоследствии, правда, самое известное ралли стали проводить под раскрученным названием в Южной Америке, хотя сенегальский Дакар к ней, как говорится, никаким боком. Но ралли там прижилось и продолжает, несмотря ни на что, носить африканское имя. Бренд есть бренд.
Любопытно, что в 2012 году китайская автомобильная компания устроила пробег внедорожников Пекин – Москва, который был призван продемонстрировать потенциал развития в двух странах туризма, в том числе туризма на колесах. Финиш состоялся в российской столице в тот день, когда в ней стартовал очередной "Шелковый путь", в тот раз проходивший по маршруту Москва – Геленджик, так что один марафон как бы передал эстафету другому.
Но это все-таки были два разных мероприятия. Теперь же на маршруте Москва – Пекин осуществляется целостный проект. Причем, у спортивного соревнования имеется очевидный политико-экономический подтекст. В Китае, ведь, разработана концепция Экономического пояса Шелкового пути. Ее суть в том, что на пространстве от Поднебесной до Западной Европы благодаря развитию транспортных коммуникаций будут крепнуть торговые связи и осуществляться всевозможные проекты сотрудничества.
Генеральным спонсором ралли с российской стороны выступает ПАО "Газпром", с которым заключено трехлетнее соглашение о партнерстве. Эта корпорация стояла, кстати, и у истоков гонки, содействуя проведению самого первого выпуска "Шелкового пути" в 2009 году.
– Наше сотрудничество с Китаем в газовой сфере стремительно развивается. Ралли-марофон "Шелковый путь", который соединит столицы наших стран, станет ярким символом нашего стратегического партнерства, – заявил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер.