Игорь Ларионов: "Делать неприбыльный турнир может только КХЛ"
Игорь РАБИНЕР
из Торонто
От детального разговора о сборной России центрфорвард, чьим именем названа самая великая пятерка в истории мирового хоккея, сразу же уклонился. Но о Кубке мира в целом и некоторых ее командах в частности, о перспективе участия НХЛ в Олимпиаде в Пхенчхане он после пресс-конференции, посвященной встрече с Гэри Бэттменом на тему Кубка Легенд, порассуждал с удовольствием. И, как обычно, мысли Профессора были глубоки и небанальны.
УГРОЗЫ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ НЕ ВИЖУ. ПРОСТО ИДЕТ ТОРГОВЛЯ
– По-вашему, Олимпиада в Пхенчхане в контексте участия в ней игроков НХЛ под угрозой? – вопрос Ларионову.
– Не думаю. Не вижу аргументов, чтобы не отправлять лучших игроков на такое событие мирового уровня. Это не для 15-20 стран, где играют в хоккей, а для всего мира. Сейчас просто идет торговля. У каждой стороны есть свои требования. И все это должно решиться в ближайшее время.
– Компромисс будет найден?
– Уверен, да. Не вижу в этом проблем. На эти темы говорили и перед Ванкувером, и перед Сочи. Все понятно – далеко, есть финансовые вопросы. Но мы говорим об олимпийском движении, которое притягивает весь мир к телевизорам. А хоккей – один из ведущих видов спорта на зимней Олимпиаде.
– Честно ли со стороны МОК, который раньше оплачивал все страховки и перелеты, отказаться от всего этого и "подвесить" ситуацию?
– Здесь всегда есть процент разделения расходов. Можно договориться – например, по 30 процентов ИИХФ, НХЛ и МОК. И уверен, что это решится, потому что две следующие Олимпиады пройдут на азиатском континенте – в Корее и Китае. И хоккейные турниры с участием игроков НХЛ дадут сумасшедший толчок к популяризации игры на этом очень перспективном рынке. В Корее есть колоссальные спонсоры, большие корпорации, которые наверняка поучаствуют в этом процессе.
– То есть это не из-за того, что НХЛ встает в позу и подменить Олимпиаду Кубком мира?
– Не могу говорить за НХЛ. Не думаю, что Кубок мира можно сравнить с Олимпиадой по аудитории со всего мира – от Австралии и Японии до Африки и Южной Америки. На Играх – гораздо больше зрительская география. Как бы там ни было, хоккей принадлежит людям, болельщикам. НХЛ может высказывать свои пожелания, но у игроков, представляющих свои страны, огромное желание играть на Олимпиадах. Этот турнир ни с чем не сравним. Все решится за столом переговоров, и вся проблема – только в дележке финансовых расходов.
СЧИТАЮ ПРАВИЛЬНЫМ, ЕСЛИ ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ ГОДА КУБОК МИРА СОСТОИТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
– Идут разговоры о том, чтобы перенести часть Кубка мира в Европу. Это реалистично?
– Это было бы здорово. Пока переговоры на этот счет не ведутся, поскольку никто не хочет ничего отдавать, все делается под эгидой НХЛ. Безусловно, европейский континент играет большую роль в сегодняшнем энхаэловском хоккее. Лига глобальная, она не закрывается, открыта для всех. Надеюсь, Гэри с его командой будет вести диалог, и вопрос только в том, насколько они будут готовы двинуться в Европу, в ту же Россию, чтобы провести Кубок мира или часть его за пределами Северной Америки. Я считаю, что это было бы правильно.
– Не возникнет ли транспортная, логистическая проблема?
– Это как раз самое легкое. Сегодня, когда ты добираешься до Европы за шесть часов, это вообще не проблема. Сборная Европы в финале играет, она тоже выбиралась из Старого Света. Хоккей – это бизнес, игроки понимают, что это дает возможность продвигать хоккей. Присутствие Кросби, Гецлафа, Кейна в Европе вызовет большущий интерес, и НХЛ это понимает. Считаю, было бы правильно, если бы через четыре года Кубок мира состоялся за пределами Северной Америки.
БЭБКОК – НЕ СТОРОННИК АТАКУЮЩЕГО ХОККЕЯ
– Поразил вас выход в финал сборной Европы?
– Я хорошо знаю Ральфа Крюгера. Он располагал очень сильными игроками. Каждая система имеет право на жизнь. Ральф правильно сказал, что у этой команды нет ни будущего, ни прошлого, она живет здесь и сейчас. Когда ты приезжаешь на турнир, то ставишь себе какие-то цели, а не просто познакомиться, поулыбаться и уехать обратно. Он выбрал тактику, которая успешно работает на этом турнире. Не думаю, что она сработает с Канадой, но посмотрим.
В финале интересно будет увидеть столкновение двух стилей, хотя Майк Бэбкок – не сторонник того атакующего хоккея, в который играла, допустим, Северная Америка. Он – тренер системный, который любит, чтобы его команда играла по четкой структуре.
– Что главное вы почерпнули из выступления молодежной сборной Северной Америки?
– Если говорить о зрительском интересе, который мы здесь увидели к этой команде, ты понимаешь, насколько большой мы имеем резерв и потенциал в плане работы тренеров. Этот резерв в том, чтобы давать молодым хоккеистам возможность выразить себя в игре. Доверие к молодежи приводит к каким-то спонтанным ходам, которые, в свою очередь, ведут к шедеврам. Это как раз то, что должно двигать хоккей вперед.
Тренеры должны понимать, насколько эта игра важна для зрителя, а не только для результата, который ты получаешь. Зрители должны приходить получать удовольствие от игры. Если удовольствия нет, все это теряет смысл. Слишком много игры в средней зоне – это никому не интересно.
– Именно поэтому и болельщики, и североамериканские журналисты огорчились, когда Северная Америка не вышла из группы?
– Я бы на их месте тоже огорчился. Ты хочешь видеть продолжение сказки, потому что понимаешь, насколько такая игра завлекает, как она интересна. Когда ты приходишь смотреть на талантливого игрока – словно читаешь хорошую книгу. Откладываешь ее и смакуешь, пока не дочитаешь до конца. Так же и игра любого одаренного актера привлекает людей, и хочешь получать это удовольствие нескончаемо.
Когда смотришь тройку из "Барселоны" Месси – Неймар – Суарес, этот спектакль вызывает желание, чтобы он не заканчивался никогда. Поэтому проект, который НХЛ и НХЛПА организовали с североамериканскими мальчишками, потрясающе сработал.
– Сильно удивитесь, если через четыре года этих двух команд не будет на Кубке мира?
– Такие вещи всегда делаются с какой-то целью. В данном случае во главе угла не то, чтобы заработать, а то, чтобы об игроках говорили и на них смотрели. Это турнир для пропаганды хоккея. Но в конечном счете ты все равно смотришь в чековую книжку, в финансовый отчет, насколько турнир получился прибыльным. Делать неприбыльный турнир может только КХЛ. Думаю, когда закончится Кубок мира, будут сделаны выводы – и последуют решения, продолжать практику с этими двумя командами или нет. Лично я считаю, что для хоккея это очень интересно.
ПОТЕНЦИАЛ И ЛЮДИ У РОССИИ ЕСТЬ. ВОПРОС, КАК СОЕДИНИТЬ ЭТОТ ПАЗЛ
– Вы сказали, что повесть о Северной Америке осталась недописанной. А повесть о сборной России?
– Потенциал, люди, материал – все есть. Начал разговор с того, что не хочу выступать в роли эксперта, рассказывать вещи, которые мало кому будут интересны. Как этот пазл соединить правильно – вопрос. Но это пусть доводят до конца люди, которые там работают.
– У Брызгалова с Каспарайтисом общее мнение, что Россия играет в старомодный хоккей. В отличие от той же Канады. Вам не кажется, что мы разучились создавать давление в чужой зоне, контролировать шайбу, играть так компактно, как "Кленовые листья"?
– Здесь мы опять касаемся темы, о которой мне не хотелось бы говорить. Понимаю, о чем говорят Брызгалов и Каспарайтис. Эти люди играли и на Кубке мира, и в Северной Америке.
Что же касается старомодности хоккея... Есть определенная тактика, которую тренер дает игрокам, они должны ее выполнять. Насколько она правильная – можно спорить. Нужен глубокий анализ, что оценить, как использовать имеющихся в распоряжении игроков.
Тот же Бэбкок сам по себе, между прочим, не играет в современный хоккей. Посмотрите на сегодняшний "Торонто", на его "Детройт" – это немножко другая игра, чем в тот, что играли в "Ред Уингз" мы при Скотти Боумэне. Это его система, она приносит успех. По структуре всегда легче играть, но и сопернику легче ее разобрать. Но если ты выходишь из этой структуры, начинаешь делать какие-то необычные вещи, и соперник не понимает, что происходит, тебе легче добиться победы. Потому что этими ходами, импровизацией можешь найти слабые места.
– Некоторые считают, что сила этой сборной Канады стала ясна еще в... 2005 году, когда ее костяк – Кросби, Гецлаф, Перри – шикарно сыграл на молодежном чемпионате мира. И начали поговаривать, что это лучшая канадская сборная за всю историю. Согласны с этим?
– Очень сложно сравнивать поколения. Если мы говорим о сборной Северной Америки, где были собраны 12 канадцев и 11 американцев, – это тоже сильная команда, которая в принципе должна была играть в финале. По игре. Они уже наступают нынешним взрослым игрокам на пятки.
– Кросби в международных матчах не проигрывает с 2010 года. 24 победы подряд!
– Вот видите как! И дальше будет еще сильнее, поскольку они подпитываются очень хорошими ребятами, которые на этом получили громадный опыт. Они проходят сумасшедшую школу в НХЛ и становятся лучше с каждым годом.
ПОСЛЕ УХОДА ХОЛЛА У ЯКУПОВА ПОЯВИТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИГРАТЬ БОЛЬШЕ
– Начались выставочные матчи в НХЛ. Как вам первый матч Наиля Якупова за "Эдмонтон"?
– Неплохо. Очень доволен его игрой. Все идет по плану. Пока и он удовлетворен, и я. Судя по всему, он находится в шикарной форме.
– Но вы ведь желали обмена.
– Сегодня очень трудно сделать обмен. Все подписаны на много лет, и каждый клуб хочет получить выгоду от любой сделки. Пока еще время не пришло. После ухода Тэйлора Холла не сомневаюсь, что у Якупова появится возможность играть больше.