Барри Тротц: "С Ови и Кузи мне легко. Мой сын преподает во Владимире"
Игорь РАБИНЕР
из Сан-Хосе
Иногда репортерам несказанно везет, и это был один из тех случаев. Когда команды НХЛ прилетают вечером за сутки до матча, то проводят в городе лишь предыгровую раскатку, где пресс-службы позволяют задавать главному тренеру вопросы только о предстоящем матче. В межигровые дни правила либеральнее, а дальше уж все зависит от разговорчивости тренера и вопросов журналиста.
С главным тренером "Вашингтона" мы проговорили чуть больше десяти минут. Английский язык – он вообще, как я заметил, по информационной насыщенности превосходит русский: в единицу времени чаще всего вмещается больше фактуры. А уж если человек еще и говорит быстро, с желанием и удовольствием...
Барри Тротц – именно из таких. Понимая ценность каждой секунды разговора, я не стал поднимать общие темы, касающиеся "Кэпиталз", – их может задать (а мы потом – прочитать) и кто-нибудь другой. Я поставил перед собой задачу поговорить с этим широкоскулым человеком с маленькой седой бородкой и веселыми огоньками в глазах о нашей колонии в "Вашингтоне" – одном из двух самых российских наряду с "Тампой" клубов в нынешней НХЛ. Об Овечкине и Кузнецове, Орлове и Галиеве.
И если тот же Ови минутами позже в интервью для "СЭ" отвечал на каждый вопрос одной-двумя фразами (впрочем, и на том спасибо, здорово, что редкое интервью со снайпером-суперзвездой вообще состоялось), то его главный тренер – десятью, а то и двадцатью. И в конце концов рассказал кое-что из личного – да такое, после чего стабильное сияние Овечкина, превращение Кузнецова в звезду лиги и бурный прогресс Орлова никакого удивления вызывать не должны...
В ПЕРЕСТРОЙКЕ КУЗНЕЦОВА ИСПОЛЬЗОВАЛ... ДАЦЮКА
– Стал ли звездный сезон Евгения Кузнецова сюрпризом для вас? Когда решили перевести его с фланга в центр, ожидали ли такого эффекта? – спрашиваю Тротца.
– В прошлом сезоне мы искали центрфорварда для второго звена. Пробовали Кузнецова и Бураковски, чтобы развить их в игроков этого амплуа. И для начала довольно быстро пришли к убеждению, что слишком сложно работать над этой перестройкой с двумя фланговыми хоккеистами одновременно. После чего сделали выбор в пользу Кузнецова.
Одной из причин было то, что Кузи в свое время это уже делал, пусть и в небольшом объеме. К тому же у него потрясающее катание, что тоже важно для центрфорварда, и его игра была несколько более зрелой. Первые 35-40 матчей прошлого сезона Евгения бросало то вверх, то вниз – были отдельные прекрасные матчи, но стабильности не хватало.
Мне кажется, что в тот момент на его игре все-таки сказывалось главное различие между КХЛ и НХЛ – размер площадок. Здесь, в Северной Америке, ты менее защищен, когда владеешь шайбой, – из-за меньшего пространства случается больше потерь, перехватов. Непосредственно вокруг тебя намного больше соперников, и ты все время вынужден бороться за шайбу и выдерживать эту борьбу дольше.
В КХЛ легче выйти на свободное пространство, а в НХЛ ты должен за это пространство биться. У Кузнецова как раз и была проблема с пониманием того, что бороться за это он должен жестче, в противном случае будут потери. Но даже если ты шайбу потерял и не выключился, а сразу навязываешь борьбу, то велика вероятность, что ты ее отберешь и вновь перейдешь к атакующим действиям. В этом ему надо было серьезно прибавлять, и с какого-то момента он это понял и начал делать.
Знаю, что они стали добрыми друзьями с Павлом Дацюком. Когда мы были в Детройте, Павел спросил меня, как дела у Кузнецова. И я ответил: "Мне нужно, чтобы он играл больше, как Дацюк". Он переспросил: "В каких зонах?" – "Как ты остаешься в борьбе, как продолжаешь участие в любом игровом эпизоде, даже после потерь". Мне известно, что после этого Дацюк разговаривал с Кузи.
Кузи – очень, очень умный игрок и человек. Он понял слова Павла и теперь во многом играет именно так, как я этого хотел в тот момент и хочу сейчас. При тех качествах, которые у него появились, он еще лучше может использовать свое роскошное катание.
– Когда случился поворотный момент, после которого вы поверили в Кузнецова?
– Окончательная трансформация в действиях Кузи в НХЛ произошла в прошлогоднем плей-офф. Хотя начался он уже в конце регулярного чемпионата, но именно Кубок Стэнли показал это со всей четкостью. В условиях, когда пространства у тебя еще меньше, чем в регулярке, он поднял свою игру на новый уровень. И это свое выступление в плей-офф он перенес на нынешний сезон, который у него получается выдающимся.
ПОСТОЯННО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОВЕЧКИНА И КУЗНЕЦОВА В ОДНОМ ЗВЕНЕ ПОКА НЕ ПЛАНИРУЮ
– Как вам пришло в голову использовать Кузнецова в качестве единственного форварда в овертайме при игре в формате "три на три"?
– Его умение держать шайбу, техника и скорость – все это поспособствовало такому решению. И мне нравится, как он действует в такой роли.
– Планируете ли вы в дальнейшем использовать Кузнецова и Александра Овечкина в одном звене чаще, чем делаете это сейчас, а не только в большинстве?
– Возможно. Сейчас мы делаем это короткими отрезками. Я лимитированно пробовал такой вариант и в прошлом сезоне, и в нынешнем. В то же время это не то, что мне хочется делать на постоянной основе.
Кузи и Бэки (Никлас Бэкстрем. – Прим. И.Р.) – несколько разные игроки. Кузи держит шайбу гораздо больше, тогда как Бэки доставляет ее до партнеров быстрее, больше играет в одно касание. Кузнецов любит владеть шайбой по максимуму, в том числе проходить с ней среднюю зону. В то же время Ови сам любит получать шайбу в средней зоне, благодаря чему у него появляется возможность исполнять какие-то вещи "один в один". Но оба центрфорварда – очень умные игроки, и каждый из них способен подстроиться под разных партнеров.
– Считаете ли, как один из тренеров сборной Канады на предстоящем в Торонто Кубке мира-2016, Овечкина и Кузнецова грозной связкой?
– Да. Эти два хоккеиста, играя вместе, опасны вне зависимости от турнира и арены, где они выступают. А когда в команде есть целая группа таких хоккеистов, как тот же Дацюк... Россия – очень талантливая команда!
ОВЕЧКИН СПОСОБЕН ДОГНАТЬ ГРЕТЦКИ. ЕСЛИ В ВОЗРАСТЕ БУДЕТ ПРИЛЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ
– Сейчас везде идут дискуссии, сможет ли Овечкин побить вечный голевой рекорд Уэйна Гретцки. Думаете, может?
– В эру, когда забивать голы стало намного сложнее, пожалуй, в самую трудную в этом смысле эпоху в НХЛ, Алекс продолжает забивать с большей частотой, чем кто-либо в лиге. Считаю, что у него впереди еще много хороших сезонов. Насколько помню, контракт с нами у Овечкина действует еще шесть лет (так и есть: соглашение форварда с "Вашингтоном" завершается после сезона-2020/21. – Прим. И.Р.). Если ему удастся сохранить нынешнюю скорострельность на это время и забить еще триста шайб (то есть по 50 за сезон. – Прим. И.Р.), то он подберется к Гретцки очень близко.
Способен ли он на это? Да. Но с годами, когда Алекс будет становиться старше, ему потребуется еще более прилежно относиться к абсолютно каждой детали в хоккее, начиная с восстановления после матчей при напряженном энхаэловском графике. Однако Овечкин – это особенный атлет, экстраординарный талант. Ему свыше дан дар забивать голы.
– Сделали ли вы Овечкина в чем-то иным игроком, чем он был до вашего прихода в "Вашингтон"? Узнал ли он о хоккее что-то такое, чего не знал прежде?
– Думаю, если я и был способен помочь Алексу, то вот в чем. У него невероятный талант. Но ему можно было дать лучшее понимание роли лидера команды. А если брать чисто игровые моменты – то как чаще и лучше получать шайбу. Иногда ты ждешь шайбу и не получаешь ее. Мы говорили об этом.
Первое, о чем мы пообщались с Алексом после моего прихода в команду, – когда он с шайбой, то может делать все, что хочет. А вот когда шайбы у нас нет, у нас будет очень хороший план, как ее возвращать. И он должен стать неотъемлемой частью этого плана. Потому что в этом случае шайба будет у него чаще.
Мы по-прежнему часто общаемся на все эти темы. С моей стороны будет полной глупостью, форменным сумасшествием рассказывать ему, что делать с шайбой – например, вбрасывать ее в зону. Он не только великолепно владеет шайбой, но и принимает отличные решения и чрезвычайно продуктивен. Меньше всего мне хочется лишать его свободы в этом смысле. Но когда речь идет об отборе, работа Ови – это часть командного механизма.
– У вас есть понимание, почему в начале энхаэловской карьеры Овечкин делал по 50 передач за сезон, а теперь и до 30 нерегулярно дотягивает? В результате чего приз Ришара лучшему снайперу продолжает выигрывать, а вот на первое место по системе "гол плюс пас" более не претендует.
– Все-таки он больше чистый снайпер, его призвание – бросать, и, имея выбор между броском и передачей, он почти всегда выберет первое. Более того, он имеет рядом одного из лучших диспетчеров в НХЛ – Ника Бэкстрема, под которого и открывается.
В то же время считаю Овечкина недооцененным распасовщиком. Признаюсь честно: до того, как я пришел в "Кэпиталз", не представлял, как хорошо он играет в пас. А если поставить задачу больше сориентировать Алекса на передачи, то в его звене кто-то должен взять на себя роль снайпера.
ОРЛОВ СУМЕЛ ЗАМЕНИТЬ ГРИНА
– Было ли риском перед сезоном рассчитывать на Дмитрия Орлова как на одного из основных атакующих защитников "Кэпиталз" после ухода Майка Грина, ставшего свободным агентом, в "Детройт"? Ведь Орлов из-за перелома кисти пропустил целый сезон.
– Мы потеряли Грина и нуждались в том, чтобы кто-то его заменил. Орли сломал кисть на чемпионате мира 2014 года и пропустил целый сезон, поскольку должен был залечить эту травму до конца и не допустить возможности рецидива. Поэтому, конечно, было сложно. Но в то же время имело смысл дать ему этот шанс. У нас нет достаточного зазора под потолком зарплат, поэтому мы должны рассчитывать на внутренние резервы.
В начале сезона в его действиях, что называется, было много ненужного хлама. Что вполне объяснимо, поскольку он долго не играл и его кисть была скованна. Но мы знали, что он наберет форму, и терпели. Принятие решений, исполнение эпизодов, игра в обороне – все это пришло в норму. И на сегодня могу сказать, что он проделал отличную работу, чтобы заменить Грина, и превратился в великолепного игрока, очень важного для нас.
– Заслужил ли он право не только постоянно играть в большинстве, но и в равных составах выходить в двух первых парах, когда после травмы вернется в строй Карлсон?
– У нас изначально было две опции на роль четвертого защитника – Брукс Орпик, игрок более габаритный, мощный и оборонительного плана, и Орлов. При этом мы понимали, что у нас есть пять по-настоящему солидных защитников и в зависимости от счета мы можем ими на площадке манипулировать. А потом Карлсон получил травму, и мы объединили их с Орпиком в одной паре. Но вне зависимости от этого на вопрос, заслужил ли Дмитрий играть в топ-4, отвечу: да.
– Кого считаете лучшим игроком команды в нынешнем, столь успешном для вас, регулярном чемпионате? Овечкина? Кузнецова? Вратаря Брэйдена Холтби?
– Если брать ход сезона в целом, то, возможно, первое место отдам Холтби. В топ-четверку также войдут Ови, Кузи и Бэки. Но у них есть прекрасная поддержка от всех остальных, да и распределять их по местам не вижу смысла.
РАДУЛОВ В "ВАШИНГТОНЕ"? ВСЕ ВОЗМОЖНО!
– С таким отличным опытом с россиянами, какой у вас есть в этом сезоне, вы, может, даже рассмотрите вопрос о еще одном шансе для вашего бывшего игрока в "Нэшвилле" Александра Радулова? После нынешнего сезона у него заканчивается контракт с ЦСКА.
– (Смеется.) Хорошо знаю Раду, провел с ним немало времени. Все возможно! Я люблю российских игроков. Мой сын работает учителем английского в России. В городе Владимире. И если хоккеист подходит под две категории – "хороший игрок" и "хороший человек", то у него не будет никаких проблем, чтобы играть за мою команду.
– Четвертый россиянин в вашем "Вашингтоне", Станислав Галиев, перемещается из четвертого звена в запас и обратно. Вы им довольны?
– Да, он работает очень хорошо. Безусловно, у нас глубокий состав, и он не получает своего шанса так часто, как мы хотели бы. Но его отношение к делу и рабочая этика великолепны. Галиев – тот молодой игрок, который, вероятно, будет введен в состав на постоянной основе в следующем сезоне.
– Разрешаете ли вы говорить четверым россиянам по-русски в раздевалке?
– Да. Они очень гордятся своим происхождением, и я абсолютно ничего не имею против этого. Точно так же и шведам можно в раздевалке говорить по-шведски. Это все здорово. Кстати, наши русские прозвали Орпика Батей!
Последнее слово Тротц произнес по-русски: "Батья". Право, "Кэпиталз" действительно превратились в нашу команду!
Столичный дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Каролина | 17 | 13 | 4 | 26 |
2 | Нью-Джерси | 21 | 12 | 9 | 26 |
3 | Вашингтон | 17 | 12 | 5 | 25 |
4 | Рейнджерс | 16 | 11 | 5 | 23 |
5 | Филадельфия | 18 | 8 | 10 | 18 |
6 | Айлендерс | 18 | 7 | 11 | 18 |
7 | Питтсбург | 20 | 7 | 13 | 17 |
8 | Коламбус | 17 | 6 | 11 | 14 |
Атлантический дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Флорида | 18 | 12 | 6 | 25 |
2 | Торонто | 19 | 11 | 8 | 24 |
3 | Тампа-Бэй | 16 | 9 | 7 | 19 |
4 | Бостон | 19 | 8 | 11 | 19 |
5 | Оттава | 17 | 8 | 9 | 17 |
6 | Баффало | 18 | 8 | 10 | 17 |
7 | Детройт | 17 | 7 | 10 | 15 |
8 | Монреаль | 18 | 6 | 12 | 14 |
Центральный дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Виннипег | 18 | 15 | 3 | 30 |
2 | Миннесота | 17 | 11 | 6 | 25 |
3 | Даллас | 16 | 11 | 5 | 22 |
4 | Колорадо | 18 | 9 | 9 | 18 |
5 | Юта | 17 | 7 | 10 | 17 |
6 | Сент-Луис | 19 | 8 | 11 | 17 |
7 | Нэшвилл | 19 | 6 | 13 | 15 |
8 | Чикаго | 18 | 6 | 12 | 13 |
Тихоокеанский дивизион | И | В | П | О | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Вегас | 18 | 11 | 7 | 24 |
2 | Лос-Анджелес | 19 | 10 | 9 | 23 |
3 | Ванкувер | 17 | 9 | 8 | 21 |
4 | Калгари | 18 | 9 | 9 | 21 |
5 | Эдмонтон | 18 | 9 | 9 | 20 |
6 | Сиэтл | 19 | 9 | 10 | 19 |
7 | Анахайм | 16 | 6 | 10 | 14 |
8 | Сан-Хосе | 19 | 5 | 14 | 14 |
18.11 | 01:00 |
Каролина – Сент-Луис
|
4 : 1 |
18.11 | 04:00 |
Ванкувер – Нэшвилл
|
3 : 5 |
18.11 | 04:00 |
Вегас – Вашингтон
|
2 : 5 |
18.11 | 05:00 |
Сиэтл – Рейнджерс
|
0 : 2 |