Январские труды российских гандболистов: сбился с шага – вернуться в строй
Сергей СЕРГЕЕВ
ОПАСНОСТЬ ОТСТАТЬ БЕЗВОЗВРАТНО
Степень отстраненности российского гандбола от главного для этой игры события года близка к абсолютной. На чемпионате Европы нет не только национальной команды, но и ни одного игрока из клубов Суперлиги, что в принципе было бы возможно теоретически при всей ее бедности на легионеров. Арбитры Евгений Зотин и Николай Володьков – вот и весь российский актив, востребованный в этот раз на высшем уровне.
А тем временам популярный вид спорта стремительно ускоряется в развитии. И отставание от когорты первопроходцев может обернуться непоправимыми бедами. Такие уже случились, к примеру, с некогда добротными сборными Украины, Литвы, Швейцарии, Румынии. Однажды сбившись с шага, те позабыли дорогу в финальные стадии топ-турниров.
Свежая грустная история – катастрофа сборной Польши. Еще на Олимпиаде в Рио она играла в полуфинале, а теперь ее нет на хорватском "саммите" и точно не будет через год на чемпионате мира в Германии и Дании, где развернется спор уже за олимпийские вакансии Токио-2020. Поляков на стартовойстадии отбора туда недавно обставили... португальцы.
Российская сборная под началом нового тренера Эдуарда Кокшарова с подобными рифами благополучно разминулась и с запасом, на классе опередила в квалификационном турнире ЧМ-2019 соперников из Словакии, Финляндии и Люксембурга. Теперь главный ее интерес: кто станет оппонентом в июньском нокаут-раунде, которым завершится отбор на "мир"?
ИХ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ДЕСЯТЬ
Хорватский чемпионат Европы и ответит на этот изрядно нервирующий вопрос 27 января, когда в Загребе пройдет жеребьевка пар для тех самых июньских стыков. Согласно официальным редизам ЕГФ, таких пар должно быть девять. Пока же попутно с выяснением позиций в континентальной иерархии идет формирование корзин для важнейшей процедуры.
Применительно к судьбе россиян прояснилось уже немало. Доподлинно известно, что они попадут в слабейший из двух жеребьевочных пулов. Вместе с ними там окажутся другие победители первой стадии квалификации: сборные Литвы, Румынии, Португалии, Голландии, Боснии и Герцеговины (оговоримся, что боснийцев могут заменить швейцарцы, подавшие протест на результат отборочной встречи с балканцами, который пока не рассмотрен). Сюда же отнесут трио команд, уже выбывших из проходящего чемпионата Европы с худшими показателями на предварительном раунде. Это сборные Венгрии, Австрии и Черногории. Если совсем коротко, встреча ни с кем из перечисленных в этом абзаце россиянам не грозит.
К счастью, не станут на их пути и мощные сборные Франции, Германии и Дании. Они сыграют на чемпионате мира без отбора, по льготным квотам: первая – как владелец титула, две другие – как хозяева турнира. Таким образом, в кругу возможных соперников сборной России сегодня остаются десять команд: уже покинувшие чемпионат Европы исландцы, а также продолжающие выступление в его основном раунде хорваты, норвежцы, шведы, македонцы, испанцы, белорусы, сербы, чехи и словенцы.Оговоримся, что кто-то из них тоже избежит нокаут-раунда. Для этого надо либо стать чемпионом Европы, либо оказаться в итоговом реестре лучшим без учета результатов французов, немцев и датчан.
Заметим, однако, что в канун выходных на сайте Международной федерации гандбола была обнародована схема квалификации на чемпионат мира, чуть отличная от егээфовской. Возможно, это конфузная ошибка. Но если нет, прямой бонусный выход на ЧМ-2019 получат по результатам ЧЕ-2018 еще две команды Старого света. Что это меняет для россиян? В круг возможных июньских соперников добавятся сильные венгры.
ГЛАВНЫЙ ТРЕНД: БРАТЬ ЧИСЛОМ
Сюжет хорватского турнира пребывает в состоянии такой чарующей неясности, что попытаться предсказать его течение на словах – значит безнадежно запутать читателя. Без очковых потерь обходятся пока лишь чемпионы мира французы. Из дюжины сборных, пробившихся в две группы основного раунда, думать о медалях поздно, пожалуй, лишь четырем: белорусской, сербской, чешской и словенской.
Впрочем, ни одна из них все равно не разочаровала. А чехов и белорусов можно вообще выдвигать в номинанты на "кубок прогресса", вручайся такой по итогам турнира. Команды, скромные по именам, достойно держаться в тренде модных тактических новаций благодаря подвижнической работе тренеров Юрия Шевцова, Яна Филипа и Даниэла Кубеша.
Большинство новинок детонировало на волне радикальных изменений правил. А они направлены на ускорение, предельный динамизм событий и провоцируют риск. Это прежде всего "быстрый центр" – возможность возобновлять игру тотчас же после пропущенного гола атакой в ответ. Это и варьирование числа полевых игроков путем разрешенной не так давно замены вратаря, что позволяет атаковать всемером или же нивелировать численный перевес соперников при удалениях.
Турнир пестрит примерами, когда боевые силы, вовремя добавленные в атаку при оголении собственных ворот, помогали по-гроссмейстерски "сделать партию" тренеру хорватов Лино Червару, датчанину Николаю Якобсену или рулевому македонцев Раулю Гонсалесу.
Преображение под началом этого испанца еще недавно консервативной балканской команды, сохранившей состав, но при этом резко скорректировавшей игровую философию, – пример оперативно-филигранного тренерского творчества. Кстати, Рауль по совместительству ведет и македонский "Вардар", владеющий Кубком чемпионов. Там же, рядом с маэстро, трудится спортивным директором Эдуард Кокшаров. Такие клубные университеты молодого вожака сборной России – чем не подспорье нашим надеждам на ее скорый прогресс?
IT-РЕВОЛЮЦИЯ ДОКАТИЛАСЬ И ДО ГАНДБОЛА
Этот чемпионат Европы окончательно сломал сопротивление злых сил, тормозивших до поры внедрение в регулирование игры всевозможной электронной подмоги. Периметры хорватских гандбольных площадок буквально утыканы разнообразными средствами наблюдения за событиями на них, а канонические столики секретариата матчей дополнены впечатляющими надстройками, где размещаются отряды IT-специалистов, снаряженных компьютерами и мониторами.
Их помощи для просмотра спорных эпизодов по ходу игры могут запросить арбитры или официальные лица матча. Уже не раз техника помогла установить истину при фиксации пересечения мячом линии ворот или нарушении правила замены, при уточнении грубости фолов и наказаний за них. В большинстве случаев это занимало минимум времени и не ломало игровой ритм.
Лишь раз подобная процедура переросла в резонансное детективное расследование. Литовские рефери Мажейка и Гателис несколько минут во всевозможных ракурсах изучали подробности последних секунд боя немцев со словенцами. Но ведь и там удалось в итоге принять решение в полном соответствии "правилу последних 30 секунд", когда неспортивные действия за секунду (!) до сирены стоили словенцам пенальти в их ворота и упущенной победы.
Приведению приговора в исполнение предшествовал яркий демарш-перфоманс словенского тренера Веселина Вуйовича, с вызовом занявшего... позицию вратаря. Был еще и протест словенской стороны, который в ЕГФ с легкостью отклонили. Ведь против техники не попрешь...