4 июня 2018, 15:35

Станислав Черчесов: "Убежден, что против Турции все будет намного лучше"

Михаил ГОНЧАРОВ
Корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧЕМПИОНАТ МИРА-2018 

Главный тренер и капитан сборной России провели пресс-конференцию перед матчем со сборной Турции. Посвящена она была не только предстоящей игре, но и окончательной заявке на чемпионат мира, которая была объявлена накануне.
Товарищеские матчи. Сборные
05 июн, 19:00. ВЭБ Арена (Москва)

АЛИБИ У НАС НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ

– Подведите итоги сбора. Всем ли довольны, за исключением результата? – спросили Черчесова.

– Доволен тем, как прошел этап подготовки. Выполнили все, что запланировали. Понятно, при 28 игроках в команде никогда не бывает, что все здоровы и готовы одинаково. Кому-то нужны паузы, день или пара дней передышки, чтобы кое-что подлечить. У нас таких футболистов было четыре – Рауш, Дзюба, Дзагоев и Ерохин. Все остальные отработали. Но даже если кто-то не выходил работать на поле, из тренировочного процесса не выпадал. Просто возникали нюансы.

Результат игры с австрийцами нас не устраивает. В каком бы состоянии мы ни находились, есть международный матч против другой страны – и мы желали максимально проявить себя. Но показать все, что хотели, не удалось. Просто я не говорю иногда какие-то вещи, чтобы мои слова не звучали как оправдание. Последний матч все футболисты провели 17 дней назад в своих клубах. После этого прошли определенную работу. Если бы сыграли против Австрии (0:1) оптимально, я бы даже больше насторожился, чем при поражении.

Но еще раз повторяю: мы – спортсмены, всегда хотим выигрывать. Только готовы мы должны быть максимально именно тогда, когда реально пойдет игра за очки, победы и медали. Во вторник, убежден, в плане движения и так далее все будет свежее. А сейчас есть нюансы, с которыми приходится считаться. Хотя если кого-то интересует, то по сравнению с матчем против Венгрии год назад перед Кубком конфедераций, чисто функционально мы против австрийцев оказались готовы намного лучше. Но есть физика, а есть организация игры, которая нам не позволила сыграть качественнее.

Думаю, и даже убежден, что завтра все будет намного лучше.

– Вы тренируете сборную почти два года. Довольны всем этим периодом?

– 11 августа будет два!

– Если будет...

– Убежден, что будет.

– И все-таки, вы довольны?

– Если скажу, что мы сделали все, что хотели, это будет лукавством. Так не может быть хотя бы по той причине, что игроки, которые с нами были, в последнюю секунду выпали. Причем не один или двое, а несколько из тех, на кого мы реально рассчитывали. Ты никогда не можешь спланировать, что, отыграв с Аргентиной и Испанией на приличном уровне, в марте специально делаешь два таких же матча с топ-сборными, а у тебя уже нет шести игроков основного состава.

Но алиби у нас нет и быть не может, мы его не ищем. Видимо, матчи с австрийцами стали нашим камнем преткновения. Ведь даже в отборочном турнире Евро-2016 мы, готовясь к этому сопернику целенаправленно, проигрывали с таким же счетом – 0:1. А сейчас целенаправленно к нему не готовились. Я доволен теми игроками, которые есть. А нюансы с травмами возникают и в других сборных.

ПОЧЕМУ ДЖАНАЕВ, РАУШ, НОЙШТЕДТЕР, ТАШАЕВ И ЧАЛОВ НЕ СЫГРАЮТ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА

– Вчера РФС объявил окончательную заявку из 23 игроков. Наибольшие вопросы вызвали отсеянные кандидатуры Рауша, Ташаева, Чалова... Можете объяснить свои решения?

– Мы же внимательно смотрим. Раз приглашали их – значит, по футбольным качествам они нас устраивают. И по человеческим. Но мы посмотрели все сборы, оценили. Понятно, народ всегда жаждет новые имена. Мы сказали с первого дня, что двери ни для кого не закрыты. Другое дело, что они бывают открыты, а там стоит автоматчик и никого не пускает. Мы посмотрели на всех футболистов, все они нас полностью устраивают, но по сборам мы приняли именно такое решение, которое, как нам кажется, будет правильным.

В линию нападения мы не хотели брать сразу трех чистых форвардов чисто для публики. Смотрели не на количество, а на качество футболистов. Есть Дзюба, Смолов, еще Миранчук и Дзагоев, которые играют вторых форвардов, плюс Черышев. С Чаловым мы переговорили, я объяснил ему какие-то вещи по-тренерски и по-человечески. Футболистам бывает тяжело выслушать такие вещи, но решение есть решение.

– Также вы отцепили Нойштедтера...

– Неправильные вы слова подбираете. Никто не отцепился, никого не отсеяли. Все изначально знают, что есть конкурентная среда. До вчерашнего дня она была конкурентной, а сегодня – среда коллег, которые тянут лямку в одну сторону. Все – наши футболисты, на которых мы рассчитывали. Но по одной или другой причине теперь с нами кого-то нет. Например, мы не могли пройти мимо хорошей формы того же Джанаева, но вратарская компания у нас уже созрела. Габулов – чемпион Бельгии. Лунев, который провел ранее несколько матчей, восстановился после травмы. Джанаев здорово работал, достоин быть в сборной, но иногда складывается такая ситуация.

– Нойштедтер разместил очень грустную публикацию в социальной сети...

– Вот если бы он радовался, что его нет в заявке, тогда это был бы крик души. А грустная публикация – нормальное явление. Мы с ним, как и всеми остальными, переговорили. Все были у меня. Главный тренер говорит все, что считает нужным, у нас никогда нет недоговоренности. А соглашаться футболисту или нет – это уже дело игрока.

– Но болельщики спорят – почему Семенов, а не Нойштедтер? Можете объяснить?

– Нюансов много. Решение принято. Как можно сейчас за спиной футболиста что-то объяснять? Мы Роману вчера все объяснили. Главное, что он сам знает. А иногда тренеру еще подсказывает интуиция.

– На левом фланге после невключения в заявку Рауша остался один Жирков. Справится ли он с нагрузкой в свои годы?

– Если вы почему-то не считаете Кудряшова игроком, который действует слева, значит, да, тогда один Жирков. А что касается возраста Юрия, я вам гарантированно могу сказать, что он по сравнению с прошлым годом показывает даже более высокую скорость. И выносливость. Кстати, Самедов тоже. И почти все остальные. Давайте не смотреть на возраст. У нас есть слева Кудряшов и Жирков, а справа – Смольников и Фернандес. Туда тоже надо добавлять кого-то третьим? У нас 20 игроков и три вратаря. Остановились на том, что есть.

А что касается Рауша, у него пару дней подряд были проблемы со спиной, повредил мышцу. Мы не могли рисковать и заявлять игрока, который изначально испытывает боли. Я хотел еще после Австрии объявить состав, чтобы не нервировать команду. Но ждал до конца, надо быть объективным и справедливым по отношению к футболисту. Однако вчера Рауш покинул тренировку из-за спины, стало понятно, что это такая травма, которая может всплыть в любую секунду.

– Вы были первым капитаном в истории сборной России. Как вам пригодился этот опыт в тренерской карьере?

– Круг замыкается, как говорится. Чемпионат мира у нас дома. Когда-то я был первым капитаном настоящей российской сборной нового созыва, теперь представляю страну как главный тренер.

– Нагрузки, которые получила команда на сборах, сказываются на качестве игры? Успеет ли команда выйти из-под них?

– Такой же тренировочный процесс мы провели перед Кубком конфедераций. Там команда была свежа и готова. А если взять игру с австрийцами, то ее провели на два дня раньше (до первого матча на турнире), нежели с Будапеште год назад. Если бы играли не 30-го, а 2 июня, все было бы по-другому. Причем даже не про результат говорю. Не надо ничего придумывать, хотелось бы закрыть эту тему.

– Что можете рассказать о Мариу Фернандесе? Начнет ли он в стартовом составе товарищескую игру с Турцией? – вопрос от бразильского журналиста.

– Во-первых, у нас не товарищеская, а контрольная игра! Во-вторых, вас интересует Мариу, а нас – команда. Фернандес сыграл порядка 60-70 минут с австрийцами, если не изменяет память. Его замена оказалась незапланированной, поскольку начали хватать судороги. А так он влился в коллектив, у нас шесть игроков ЦСКА, тренер по физподготовке из ЦСКА, доктор из ЦСКА. Играем завтра на стадионе ЦСКА. Поэтому у Мариу ничего не поменялось.

– Планируете ли дальше использовать схему с двумя центральными защитниками?

– Тренируем и то, и другое. Нойштедтер вот вам сказал, что команда работает по схеме с двумя, но он дал неправильную информацию. Просто когда наигрывали расстановку с тремя, Роман был на другом поле. Да, чуть больше тренируем схему с четырьмя защитниками, потому что в пять уже наигрались, плюс многие действуют по ней в своих клубах и быстрее впитывают информацию.

Другое дело, что есть определенный соперник. И есть подбор футболистов. Может, если бы не выбыли Джикия и Васин, играли бы по-другому. А еще у нас в строю все полузащитники, которые раньше выпадали, и их надо правильно использовать. В конце концов, никто нам не мешает менять схему по ходу матчей.

– Чисто гипотетически: если мы проиграем завтра Турции, это станет поводом кричать "Караул"?

– "Караул!" вы уже кричите! А мы такими категориями никогда не рассуждаем. Свой путь мы начали как раз с матча против Турции, 31 августа 2016 года. И закончим этот путь игрой с ней же. Вы никогда не были в нашей шкуре и не можете понять, как именно мы думаем. Готовы к матчу, надеемся, зритель придет и поддержит нас.

– Почему мы не устраиваем шоу из объявления состава, как другие сборные? Почему все так сухо и формально? Это разве не добавляет ощущения скованности игрокам?

– Абсолютно с вами не согласен, потому что такой открытой сборной, как сейчас, у нас еще не было. Когда объявляли расширенный состав, приглашали журналистов. А из окончательной заявки, насколько знаю, ни одна из команд расширенного состава шоу не устраивала, ее объявляют в спокойной обстановке... Из расширенной – да. Возможно, ошибаюсь. Но давайте как-то к следующему чемпионату мира мы с вами решим этот вопрос положительно. Договорились?

В заключении пресс-конференции слово взял журналист из Перу.

– Россия любит перуанцев, а перуанцы – Россию! Мы хотим передать вашей сборной слова поддержки. Мы уверены, что ваша команда покажет совсем другой футбол! Мы вчера не зря победили Саудовскую Аравию со счетом 3:0. А могли бы – и 6:0. Думаю, и Россия выиграет.

– Вот вы и должны были первыми задавать вопросы! – заулыбался Черчесов.

Игорь АКИНФЕЕВ и Станислав ЧЕРЧЕСОВ на пресс-конференции перед матчем Россия - Турция. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Игорь АКИНФЕЕВ и Станислав ЧЕРЧЕСОВ на пресс-конференции перед матчем Россия - Турция. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Игорь АКИНФЕЕВ: "МЫ ГОТОВЫ К ДАВЛЕНИЮ"

– Команда готова психологически к гигантскому давлению, которое на нее оказывается? – вопрос вратарю и капитану нашей команды.

– На сборную всегда оказывается давление. Будь то товарищеская встреча, чемпионат мира или чемпионат Европы. В прошлом году на Кубке конфедераций оно было ничуть не меньше. Мы готовы. Все мысли, тревоги и боязни надо отодвинуть на второй план. Не каждому игроку дано сыграть на чемпионате мира. Если будешь бояться, ничего не получится. Есть четкая задача: выходить и играть в каждом матче.

– После матча с Австрией вы сказали, что "нагрузки – это отмазка". Cопоставимы ли нагрузки с теми, что были раньше?

– Нагрузки всегда есть, будь то летние или зимние сборы, они проходят примерно в схожем режиме. Сначала закладывается физика, потом идут игровые упражнения. Что касается моих слов после матча с Австрией, ничего жесткого я не говорил. Может, кому-то показалось со стороны, но это не так. Просто важен результат. Когда он есть, даже при плохой игре, тебя никто ругать не будет.

Чемпионат мира по футболу. Все о турнире - здесь // 
Сборная России на чемпионате мира по футболу
 

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости