Стадион на Крестовском достроят только к марту?
Сергей ЯРЕМЕНКО,
Сергей ЦИММЕРМАН
из Санкт-Петербурга
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ,
ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН
Еще каких-то пару месяцев назад попасть на стройку новой арены на Крестовском острове можно было если не в любое время, то достаточно легко. Строители ничего не скрывали и принимали корреспондентов весьма радушно.
Сейчас все иначе. "Стадион Санкт-Петербург" (так арена должна называться на Кубке конфедераций и ЧМ-2018) нынче на осадном положении. Да и прежний генподрядчик, как известно, чувствовать себя здесь хозяином уже не может. Тем более что пропуск на арену журналистов, насколько мы поняли, тоже взяла под контроль администрация города. В общем, за четыре месяца до планируемого срока сдачи арены лозунг "Добро пожаловать", сменился на "Посторонним вход воспрещен".
Впрочем, на обоих КПП висит другой плакат "Великому городу – лучший стадион".
Горожане уже давно привыкли к тому, что арена на Крестовском превратилась в долгострой, но недавние новости о возможной приостановке работ вызвали новую волну любопытства у горожан. Причем любопытства не праздного – люди, проходя мимо территории стройки, пытались заглянуть в щелочки в бетонном заборе: работают ли строители?
Судя по шуму с той стороны "баррикады" – там работали. По периметру стройплощадки вовсю шныряла техника: от маленьких каров до больших грузовиков. Отдельно отметим – фасад арены и прилегающая к нему территория выглядят сейчас так, что хоть завтра запускай футболистов и болельщиков.
"Туда" и "сюда" через КПП периодически ходили строители. И хотя счастьем их лица не светились, однако и паники не наблюдалось.
– Собираетесь ли вы завтра сюда на работу? – поинтересовались мы у группы рабочих, чья смена явно закончилась.
– Конечно. Официально никто не говорил, что мы здесь больше не работаем.
Другая группа, которая, наоборот, шла на стройку, ответила так же – завтра снова придем:
– И не мы одни. Тут ведь еще очень много субподрядных организаций работает. А их эта ситуация вроде как не касается.
"МЫ ПРОВЕДЕМ КУБОК КОНФЕДЕРАЦИЙ!"
Первые слухи о том, что у заказчика (то есть администрации Санкт-Петербурга) есть разногласия с генподрядчиком (компанией "Инжтрансстрой-СПб"), появились еще весной. А в середине июля громыхнула информационная бомба - на строительной площадке случилась то ли забастовка (по мнению заказчика), то ли попытка рейдерского захвата (по словам генподрядчика), после которой обе стороны обрушили друг на друга поток обвинений. Итогом двухдневной словесной войны стало решение города разорвать контракт с "Инжтрансстроем".
Главным спикером со стороны города стал вице-губернатор Игорь Албин. Именно он курирует строительство на Крестовском острове и проводит планерки на объекте. В аккаунте вице-губернатора в Facebook есть масса записей, которые раскрывают суть претензий города к генподрядчику:
– Несмотря на то что общая готовность объекта действительно достигла 85 процентов, самая сложная часть работ – сооружение внутренних инженерных систем – еще далека от завершения. Здесь готовность не выше 60 процентов, и генподрядчик не обращает на это внимания.
– "Инжтрансстрой-Спб" до сих пор не заключил контракт на приобретение технологического оборудования для запуска инженерных коммуникаций.
– Вершиной недопонимания стало уведомление о приостановке работ на стадионе, хотя ранее город проиндексировал смету стадиона на 4,3 млрд рублей и полностью перешел на авансовую систему оплаты строительства.
Также вице-губернатор выставил ряд предметных претензий – от существенных проблем с дренажом на объекте до регулярного нарушения техники безопасности.
Все эти проблемы подтолкнули штаб по строительству стадиона к расторжению контракта с генподрядчиком. По словам Албина, новый генподрядчик уже найден и никаких сомнений в том, что стадион будет построен к декабрю, не возникает.
– Я авторитетно заявляю, мы проведем Кубок конфедераций, – заявил Албин на встрече с журналистами в субботу.
"СРОКИ СДАЧИ
БУДУТ СОРВАНЫ"
Удаляемый со стройки стадиона "Инжтрансстрой-СПб" в долгу не остается. Генеральный директор компании Виталий Лазуткин несколько раз называл обвинения со стороны Албина "фантазиями".
Подрядчик продолжает настаивать на том, что город принял, но не оплатил работы на сумму около 1 млрд рублей. Как считают строители, корень проблем и кроется в этих задолженностях, а также в отсутствии необходимой документации и неэффективном управлении проектом со стороны Комитета по строительству.
В понедельник на сайте генподрядчика появилось заявление: контракт на строительство стадиона расторгнут 25 июля, и это означает, что "остановка строительства означает срыв сроков".
А НУЖНО ЛИ ТОРОПИТЬСЯ?
Что ждет нас в ближайшие дни? По закону генподрядчик должен будет остановить строительство на месяц, для того чтобы вывезти с объекта свое оборудование и передать документацию сменщикам. Темпы строительства в ближайшее время ощутимо упадут.
Второй проблемой станут финансы. Люди, знакомые с ситуацией, уверяют, что каждый вид работ оплачивается отдельно. На одном участке строительства у старого генподрядчика может быть неизрасходованный аванс, на другом – "висеть" не погашенный городом долг, а на третьем все денежные дела и вовсе находятся в ведении субподрядной организации. На то, чтобы разобраться в этом и начать стройку с чистого листа, потребуется время.
Третья беда "Крестовского" – в его крыше. Уходящая стройкомпания занята работами на раздвижной крыше. По плану она должна быть готова к сентябрю, но новому генподрядчику потребуется время на изучение конструкции. Особую прозрачную пленку, которой покрывают купол стадиона, можно монтировать только летом и ранней осенью, когда температура воздуха даже ночью не опускается ниже пяти градусов. Если эти работы не закончить до наступления первых холодов, вернуться к ним можно будет только в мае, когда в Петербург придет настоящая весна.
Несмотря на все заверения городских чиновников о том, что сроки строительства не будут сорваны, в кулуарах уже обсуждается вероятность сдачи стадиона в марте – "впритык" к матчам Кубка конфедераций. Авторы этого слуха ссылаются на бразильский опыт: четыре из шести стадионов КК-2013 были введены строй в самый последний момент – с января по май 2013 года.