Манна Поднебесная для Халка и Ко
ХАЛК: "КИТАЙ? МОИ АГЕНТЫ СДЕЛАЮТ ТАК, КАК БУДЕТ ЛУЧШЕ"
После матча с "Норчепингом", победа в котором (3:2) вывела "Зенит" в финал Atlantic Cup, журналисты попросили бразильскую звезду сине-бело-голубых ответить на вопрос о возможном переезде в Китай. Напомним, что интерес к форварду проявляют "Гуанчжоу Эвергранд" (предлагает питерскому клубу 30 миллионов евро) и "Шанхай Шэньхуа" (100 миллионов).
– Четыре года играл в "Порту" – и все это время звучали такие же разговоры, – сказал Халк. – Но я стараюсь концентрироваться на своей игре, развиваться, а всем, что происходит вне поля, занимаются мои агенты. Уверен, что они сделают все так, как будет для меня лучше. Моя задача – продолжать работать. Для того же, чтобы я действительно куда-то перешел, предложение должно устраивать, во-первых, меня самого, а во-вторых, "Зенит". (Сергей ЦИММЕРМАН)
Гоша ЧЕРНОВ
Китай – родина уймы изобретений, которыми мы с вами пользуемся каждый день. Чай, бумага, фарфор, монеты, даже футбол. Да-да, футбол. Многие ошибочно считают, что любимая игра миллионов появилась в Англии пару веков назад. На самом деле футбол, то есть "цуцзю", зародился в Китае еще до нашей эры. Видом спорта те танцы с "мячом" назвать сложно, но тем не менее ФИФА не так давно признала "цуцзю" праотцом футбола, а Китай – его родиной.
ГОСУДАРСТВО ВЗЯЛОСЬ ЗА СПОРТ
Как это часто бывает, сын оставил отечество и поселился за границей. Футбол давно процветает в Европе и Южной Америке, активно развивается в Африке. Китай же остается на отшибе даже на своем континенте – Япония и Корея регулярно выступают на чемпионатах мира, им доверяли даже проведение столь статусного турнира. Но страна с населением в полтора миллиарда наблюдает за успехами соседей со стороны. Страшно сказать, сборная одной из самых мощных держав планеты в свежем рейтинге ФИФА занимает 93-е место!
Истинным родоначальникам футбола надоело бороться с несправедливостью, и год назад председатель КНР Си Цзиньпин одним росчерком пера произвел революцию в местном футболе. Родной вид спорта начал возвращаться в школы и вузы – им теперь можно заниматься в восьми, а не пяти тысячах учебных заведений. А к 2020 году их количество увеличится до 20 тысяч.
Но эти изменения вряд ли отразятся на Европе. Гораздо важнее понять, почему китайский чемпионат превратился в лигу нуворишей. Ответ – в той же резолюции главы государства: всем компаниям, занимающимся развитием спорта в стране, щедрый вождь снизил налоги с 25 до мизерных трех процентов. Это был и намек, и призыв к действию.
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ КИТАЙЦЕВ
ПОЛЦАРСТВА ЗА СЕРЕДНЯКОВ
Реакция последовала незамедлительно. Китаец Ма Юн, владелец известной компании, торгующей различным ширпотребом в интернете, за 1,2 миллиарда юаней (160 миллионов евро) приобрел 50 процентов акций пятикратного победителя суперлиги "Гуанчжоу Эвергранд".
Команда сразу же стала обрастать новыми лицами – летом китайский бизнесмен вначале пригласил в Гуанчжоу самого Луиза Фелипе Сколари, а затем за 14 миллионов евро выманил у "Тоттенхэма" полузащитника сборной Бразилии в расцвете сил Паулинью (ему 27 лет). После этих переходов Европа с удивлением и снисхождением бросила взгляд на Восток, но даже не догадывалась, что произойдет зимой.
А зимой "Гуанчжоу" за 42 миллиона евро купил у "Атлетико" нападающего Джексона Мартинеса и прописал в контракте колумбийца бешеную сумму – 12,5 миллиона евро в год. Теперь нападающий китайского клуба находится в пятерке самых высокооплачиваемых игроков земного шара!
БИЗНЕС ВАЖНЕЕ ТРАДИЦИЙ
Еще одна отличительная черта китайского чемпионата – странные названия клубов. Например, в декабре команду "Цзянсу" приобрел местный гигант розничной торговли "Сунин", после чего клуб стал именоваться "Цзянсу Сунин". Забавно, что до сих пор китайский середняк не обрел новую эмблему, но, несмотря на это, клуб вызывающе ведет себя на трансферном рынке – за 50 миллионов евро уведен из-под носа "Ливерпуля" бразилец из донецкого "Шахтера" Алекс Тейшейра, за 28 миллионов евро выкуплен у "Челси" ветеран Рамирес.
Но и это не предел: если верить The Telegraph, "Цзянсу Сунин" собрался платить Яя Туре 30 миллионов фунтов в год, причем после вычета налогов. На этом фоне сложно удивляться информации о том, что тот же "Цзянсу" предлагает "Зениту" за Халка 100 миллионов евро. Верно на днях отметил главный тренер "Арсенала" Арсен Венгер: "Похоже, что Китай способен перевезти к себе все европейские чемпионаты".
ПЯТЬ ГЛАВНЫХ ЗИМНИХ ТРАНСФЕРОВ КИТАЙСКОЙ ЛИГИ
ЛИМИТ – ХОМУТ ДЛЯ КЛУБОВ
Впрочем, Венгер не совсем прав. Если бы в Китае существовал такой же хилый лимит, как в Англии, то азиатские клубы действительно могли бы превратиться в угрозу европейскому футболу. Но вспомните резолюцию Си Цзиньпина. Ее главная цель: увеличение не только престижа клубов, но и национальной сборной.
Правительство КНР хочет, чтобы местные футболисты постоянно играли. А значит, нельзя допустить, чтобы тренеры отправляли на поле сплошь легионеров. В китайской суперлиге действует лимит еще жестче, чем в России: в заявке на сезон могут находиться максимум четыре иностранца с других континентов и один – из Азии. В такой ситуации сложно развернуть систему по завоеванию мира, но китайские чиновники все равно умудрились кое-что придумать.
Одним из самых громких трансферов в суперлиге этой зимой стал переход лучшего бомбардира двух из трех последних чемпионатов, бразильца Элкесона, из "Гуанчжоу Эвергранд" в "Шанхай" за 18,5 миллиона евро. 26-летний форвард давно освоился в Китае, и чемпион не хотел с ним расставаться. Но пришлось: "Шанхай" участвует в отборочном турнире азиатской Лиги чемпионов, и для усиления ему нужен был качественный нападающий. А у "Гуанчжоу" и так все было в порядке. Плюс – продажа легионера открывала место для нового именитого иностранца. Партия сказала: "Надо!"
ВСЕ ДЛЯ ПАРТИИ
Вряд ли Ма Юн сильно этому препятствовал. Он, как и другие владельцы клубов суперлиги, ничего не зарабатывает на спорте. Давно известно, что футбольный бизнес убыточен, а клубы – это игрушки для толстосумов. То же самое и в Китае. Несмотря на мизерные налоги, бизнесмены ежегодно теряют деньги и продолжат это делать.
Так зачем же это им надо? Возвращаемся к интересам государства. Условный Ма Юн трудится на благо родины, отдает свои кровные для развития спорта в стране, то есть выполняет указание сверху. Вряд ли бизнесменов заставили приобрести по клубу, все было добровольно. Но выполнение директивы Си Цзиньпина сблизит владельцев команд с партией и, возможно, откроет для них новые горизонты. Простая арифметика – сегодня они теряют небольшие (по их меркам) деньги, чтобы рез 5 – 10 лет что-то приобрести. Партия их не забудет.