Бенефис Мутко. Все о конференции РФС
Филипп ПАПЕНКОВ, Евгений БЕЛОУСОВ
из Москвы
54 минуты. Столько длился монолог Виталия Мутко. Он говорил обо всем. Рассказал даже, что в студенческие годы играл в матче между командами двух пароходов, которые встретились в порту Гамбурга. И что однажды видел, как футбольное поле в Кирове сушили вертолетом.
Или вот еще байка: "Когда был президентом "Зенита", три раза уговаривал тренера Юрия Морозова посмотреть Сашу Кержакова. В первый раз он глянул, развернулся и уехал. Мне директор школы говорит: "Ну, отправится же Кержаков в Ростов, ну оцените его, я не смогу удержать. Второй раз Морозов поехал – опять что-то не понравилось. И вот сидим мы с Морозовым, я ему сообщаю: "Все, уезжает Кержаков". А он мне вдруг: "Как уезжает?!" А у Саши уже билет был на самолет, с трапа снимали!"
Это чтобы вы понимали, сколько самых неожиданных тем успел уместить Виталий Леонтьевич в свою речь. Это, конечно, большой талант. Следом за Мутко к трибуне вышел директор европейского отделения ФИФА Бьерн Вассалло и прежде чем передать всем привет от президента ФИФА Джанни Инфантино и выразить уверенность, что чемпионат мира в России пройдет успешно, отдал должное предыдущему оратору:
– Речь господина Мутко была очень длинной. Это показывает, как в России любят футбол!
Главная интрига выступления заключалась в том, объявит ли Мутко об отставке с поста президента РФС. Как известно, в декабре прошлого года он приостановил деятельность в этой должности на срок до шести месяцев, а временно исполняющим обязанности главы союза стал Александр Алаев.
Полгода прошло. При этом Мутко до недавнего времени оставался вице-премьером по спорту, но теперь после формирования нового состава правительства занимается вопросами строительства. Как тогда, спрашивается, руководить футболом?
Возможно, план таков: президент у РФС будет новый, а Мутко войдет в попечительский совет. То есть будет своего рода наблюдателем со стороны, который если что поможет советом, протянет руку помощи, посодействует в поиске новых партнеров. Связи ведь с переходом в строительную сферу никуда не делись.
Логично, что о создании попечительского совета объявил сам Мутко. Но о том, кто в него войдет, говорить рано, потому что соответсвующие изменения должны быть утверждены в уставе РФС.
Об уходе с поста президента тоже решено пока официально не объявлять. Вот что сказал Мутко участникам конференции на эту тему:
– Вы выбрали меня президентом. Я всю жизнь с футболом, футбол во мне! Вами всеми движет только одно – служить футболу. И у меня тоже нет никакой корысти. Я копейки не заработал на организации – все только нес туда! Это не работа для меня даже, а некий смысл жизни! Ситуация так сложилась, что был допинговый скандал, медийный, судебные разбирательства... Главная цель всего этого была – дискредитировать российский спорт. Последовало решение МОК, нас лишили гимна, флага.
Оценок давать не буду, но когда чего-то не оспариваешь, значит соглашаешься. Меня наказали не как физическое лицо, а как министра. Считаю, что это неадекватное наказание, несоразмерное, меня никто нигде не выслушал, и последующие события доказывают мою правоту.
Я подал иск в CAS, процесс непростой и недешевый: час со швейцарскими адвокатами по телефону поговорил, вот уже счет. Жалоба подана, до 4 июля МОК должен дать свое пояснение. А после этого суд должен назначить дату слушаний, выбрать арбитра...
Как вы знаете, я приостановил работу на посту президента. Сегодня попросил, чтобы это решение было закреплено юридически. Считаю, Сан Саныч Алаев хорошо исполняет свои обязанности. Как только появится ясность с иском, то оценю ситуацию и обсудим вопрос. Все будет зависеть от решения. До чемпионата мира решили резких шагов не делать.
Сейчас руководство страны предложило серьезный вызов: я буду курировать вопросы, связанные с развитием регионов, качеством жизни. Но я всегда буду с вами, всегда буду краем глаза смотреть за судьбой российского футбола. Напоследок скажу: "Football from my heart".
***
Но прежде чем дойти до темы своего приостановленного президенства, Мутко выдал несколько ярких цитат, которые просто нельзя не упомянуть:
– Для оргкомитета наступают самые тяжелые дни. С 2010 по 2016 года мы занимались ерундой, не закладывали необходимые условия. И потребовалось два года усилий, чтобы восполнить пробелы.
– Мы договорились, что каждый стадион после чемпионата мира получит концепцию наследия, после этого они будут переданы регионам. В первую очередь, клубам. Если это клубы маломощные, то нужно создать управляющие компании, которые примут эти стадионы. Главное, чтобы арены не стояли белыми слонами и проезжающие люди не тыкали в них пальцами.
– Те тестовые матчи, которые мы провели, внушают оптимизм. Под 40 тысяч собиралось в Волгограде, Самаре. В Калининграде, оказываются, болеть умеют! Особым вопросом стоит Сочи. Мы на днях разговаривали с губернатором. Нужно создать клуб, который играл бы на этом стадионе.
– Если бы не проблемы в обороне, я бы сказал, что сборная у нас амбициозная. У нас много талантливых молодых игроков. Я надеюсь, что проделанная работа материализуется в результат.
– Иногда бываешь в регионе и люди на рынке говорят: "Это вы развалили футбол в стране!" Нужно определиться с оценками. Например, в Волгограде оценивают по своему клубу – “Ротору”. А ведь мы построили 326 футбольных полей в разных субъектах, 11 манежей. Но люди так критичны...
– Вы нашу экономику футбольную знаете... В "Тосно" несколько лет бизнесмен поигрался и надоело. Мне пришлось встречаться с губернатором области, чтобы команда смогла доиграть чемпионат и даже вышла в финал Кубка. Только в этом году клубов 15 пришлось спасать!
– Лигам нужно снять все ограничения с манежей. А то построили в Екатеринбурге, а потом клубы-соперники звонят и играть не хотят. Трава им не та. воздух не такой. Зачем тогда строили?
– Вторая лига умирает! Нужно садиться с руководителями, с межрегиональными объединениямии и решать. Надо не стесняться, снижать требования, делать лигу полупрофессиональной, менять формат зон и так далее.
– Мы запаздываем в развитии детско-юношеского футбола. Нужно выбрать 50-60 академий, лучших, и включить в программу “Поиск талантов”. У нас есть экономическая возможность платить лучшим тренерам достойно. Необходимо запускать механизм солидарности. Тренер должен быть заинтересован в том, чтобы готовить игрока. Если запустить этот механизм, у нас будут постоянно появляться Зобнины и Миранчуки.
– Лиги в Германии, в Англии и других странах зарабатывают на телеправах. У нас подписчиков на НТВ-Плюс тысяч пятьдесят – не больше. Пора опять спускаться с гор, речку переплывать, садиться за стол и договариваться с владельцами каналов: "Коллеги, вот наш продукт, вот эти деньги нам дадите, а вот эти – в процентном отношении будем вместе делать".
– Я очень рад за Мишеля Платини! Сразу говорил, что будут закрыты все уголовные дела. Они ничего не доказали. И теперь пишут об этом мелким шрифтом.
***
На фоне речи Мутко все остальные события конференции смотрелись буднично.
Президента премьер-лиги Сергея Прядкина спрашивали в кулуарах о судьбе Суперкубка и проблемах "Амкара". В ответ он просил подождать.
У главы оргкомитета чемпионата мира Алексея Сорокина интересовались мнением о "британской угрозе". Он обещал, что все необходимые меры будут приняты.
Гендиректора "Тосно" Вячеслава Матюшенко пытали, есть ли надежда, что его клуб пройдет лицензирование. Он признал, что шансов погасить долги немного, но конкретики тоже избежал.
А вот некоторые из решений, принятых на конференции:
– Одобрена финансовая отчетность РФС за 2017 год,
– Довыбран в Исполком РФС свеженазначенный председатель судейского комитета РФС Николай Левников (по словам Мутко, это для него – последний шанс).
– Исключены из членов РФС "умершие" тверская "Волга", "Петротрест" и кировское "Динамо".
– Приняты в члены РФС Федерации футбола Республики Башкортостан и Ярославской области, а также
Федерация слепых футболистов и Федерация футбола ампутантов.