Виталий Мутко. Без вариантов
Александр ПРОСВЕТОВ
После того как депутат Игорь Лебедев снял свою кандидатуру с выборов, многие невольно вспомнили советские времена. Однако в футболе единственный кандидат не такая уж невидаль. Без соперников побеждал не только Йозеф Блаттер, но и "демократ" Мишель Платини. Если в 2007 году француз вел упорную борьбу за кресло президента УЕФА с Леннартом Юханссоном, то впоследствии – на парижском конгрессе 2011 года и венском 2015-го – возводился в должность под аплодисменты собравшихся.
В конце концов, выбор в нашем случае так или иначе был бы формальным, да простит меня г-н Лебедев, который, впрочем, сам все прекрасно понимает. Кандидатура Мутко, конечно же, согласована в высших сферах, раз глава Правительства Дмитрий Медведев сделал для него исключение, разрешив совмещение руководящих постов в министерстве и спортивной федерации, а электорат в РФС к подсказкам власти чуток.
На стороне Мутко большой опыт работы в футболе. Он член исполкома ФИФА, куратор подготовки к ЧМ-2018, председатель оргкомитета "Россия-2018". Время покажет, как Виталий Леонтьевич будет справляться с широчайшим кругом обязанностей, но он человек, безусловно, амбициозный и на редкость энергичный.
Впрочем, много хвалебных слов мы еще услышим на инаугурации, в которую выливается сегодняшняя процедура. Генетическая память наших людей в таких случаях к ним предрасположена.
В принципе в совмещении ничего хорошего нет. Но у нас привыкли завязывать решение всех проблем на одном лице, а государство не остается в стороне от футбольных вопросов, в том числе в плане финансирования, что на профессиональном уровне вообще-то прискорбно. Спохватившись, оно усмотрело национальный проект не только в организации ЧМ-2018, но и в выступлении на этом турнире сборной. Ведь спортивные достижения всегда будоражат патриотические чувства, на которые сейчас есть спрос. Необходимых глубинных изменений в народной игре за три года, конечно, не произвести. Но натаскать нашего непутевого по большей части абитуриента перед экзаменом можно.
Кто-то со мной не согласится, однако в российских условиях централизация власти в футболе полезна по крайней мере в том, что устраняется двусмысленность. Теперь все понятно: футболом отныне рулит государство. Без всяких экивоков.
Ну что толку огород городить, если премьер-лига после выводов рабочей группы во главе с Михаилом Гершковичем высказалась за одну формулу лимита на иностранцев, которая и была утверждена исполкомом РФС, а министр спорта, заручившись поддержкой, сильнее которой не бывает, настоял на другой? И именно ее, что неудивительно, ввели за пару дней до старта чемпионата. Более того, Мутко собирается лимит ужесточать. Месяц назад на чествованиях юношеской сборной страны, завоевавшей серебро на чемпионате Европы, он прямо сказал: "В ноябре поговорим об этом с президентом страны и руководителями клубов. Пусть последние готовят свои аргументы. Но государство все будет делать последовательно".
В том, что общественная организация по имени РФС превратилась, по сути, в ширму, во многом повинен Николай Толстых. Его кандидатура импонировала тем, что человек соединял в себе в прошлом футболиста хорошего уровня и управленца с репутацией честного человека. Но из-за нехватки дипломатичности, гибкости, а также, если хотите, чиновничьей изощренности он довел РФС до дефолта. Спонсоров в РФС привлекал Мутко. У Толстых же в отличие от министра не нашлось ни нужных связей в бизнес-структурах, ни, что самое главное, умения и стремления их заводить и поддерживать.
С Мутко отечественный футбол должен вернуться от постоянных склок к позитивному настрою, который сопровождал бы все начинания и передавался бы болельщикам. Мы ждем поворота от растущего безразличия людей к повсеместному интересу. Причем собственно к игре, а не скандальным новостям о том, сколько задолжали иностранному тренеру. Большая роль при этом принадлежит, как объединяющему фактору, сборной.
Первый важный шаг Виталий Леонтьевич сделал еще до избрания – фактически назначил руководить национальной командой Леонида Слуцкого. Теперь мы все надеемся, что сборная не подведет.