24 июня 2015, 23:45

За кулисами исполкома: бунт против лимита и почти уволенный Капелло

Игорь Рабинер
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Обозреватель "СЭ" комментирует то, что происходило на исполкоме РФС и за его кулисами

Игорь РАБИНЕР

Исполком РФС, состоявшийся 24 июня 2015 года, который заранее в СМИ величаво нарекли "историческим", таковым и оказался. Но вовсе не по той причине, из-за которой в Дом футбола на Таганке съехалось беспрецедентное количество журналистов.

Фабио Капелло не уволили. Вернее, почти. То есть дали согласие руководству РФС и Минспорта обговорить с итальянцем условия расторжения контракта. "Насколько понимаю позицию Минспорта и РФС, с Капелло мы в ближайшее время расстанемся", – сказал сведущий в кулуарных моментах председатель Московской федерации футбола Сергей Анохин. Учитывая, что это тот самый человек, который формально (и едва ли лишь по своему хотению) запустил процесс по импичменту Николая Толстых, он знает, что говорит.

Как стало мне известно, единственным человеком, который задался вопросом: "А может, дать Капелло доработать до конца отборочного цикла?", был Сулейман Керимов. Но он оказался в абсолютном меньшинстве: другие члены исполкома рассудили, что продолжение работы итальянца чревато невыходом на Euro-2016.

На вопрос: "То есть вопрос только в деньгах?" тот же Анохин ответил: "В их количестве. Какой должна быть неустойка? Не более 10 миллионов евро. Но это только мое мнение". Информация такова: сейчас уже в полном разгаре переговорный процесс о разводе по взаимной договоренности. Его реально ведет, конечно, не Никита Симонян с гендиректором РФС Александром Алаевым (им официально исполком поручил заниматься этим вопросом), а Виталий Мутко. Что логично: инициатору четырехлетнего продления контракта с итальянцем в том виде, в котором это произошло, его и денонсировать.

Ажиотаж перед началом исполкома РФС. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Капелло вроде бы готов подвинуться по сумме компенсации, но пока не настолько, как это хотелось бы российской стороне. И до тех пор, по деньгам не договорятся, никакого решения о расторжении контракта исполком принять не может.

На мой вопрос, какова вероятность, что Капелло выведет сборную на матч со Швецией 5 сентября, Анохин ответил: "30 процентов". И сообщил, что сам он рекомендовал в главные тренеры сборной Николая Писарева, а Евгений Гинер – Валерия Непомнящего. Последняя деталь особенно ценна, поскольку дала понять: спокойно отпускать в национальную команду Леонида Слуцкого он не намерен.

Что-то мне подсказывает, что вероятность отставки дона Фабио даже выше. Потому что Мутко, который 2 сентября (то есть за несколько дней до игры) с максимальной вероятностью займет кресло президента РФС, нужно прийти уже на очищенную от негативного шлейфа территорию. Территорию без Капелло.

Дон Фабио в последнее время, говорят, лютует. Считая, что беда, как всегда, в недостатке дисциплины, он запретил футболистам на сборе играть в карты и – в день матча – в компьютерную приставку. В команде от него уже воют, все точки невозврата пройдены, и пути назад тут нет.

Зато есть хотя бы люфт по времени – до сентября. А вот в вопросе лимита на легионеров тянуть дальше некуда. И вот тут начинается самое интересное.

***

Сам Мутко на исполком РФС не приехал. Хотя обещал, и за день (!) до заседания Симонян анонсировал участие в нем министра спорта.

Согласно данным сайта правительства РФ, на 12.30 среды было назначено заседание правительственной комиссии по бюджетной проектировке, одним из членов которой является министр спорта. Все члены комиссии, начиная с премьер-министра Дмитрия Медведева – люди предельно занятые, и ясно, что они были в курсе дня и времени начала заседания прилично заранее.

Тогда каким образом Мутко вообще собирался на исполком? И почему в итоге не приехал?

Ответ начну издалека. Вместо Мутко в Дом футбола прибыл его заместитель Юрий Нагорных. По словам не под диктофон некоторых членов исполкома, он попытался предложить, чтобы прямо на этом исполкоме был утвержден лимит на легионеров в прежнем формате – "7+4".

Юрий НАГОРНЫХ. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Но услышан Нагорных не был. Исполком даже не выносил этот вариант на голосование, а единогласно выступил за то же, что было решено зимой – "10+15". То есть заведомый шлак – те, кто за пределами десятки ведущих легионеров в каждом клубе – из первенства РФПЛ уже исключен.

Члены исполкома решили не бежать впереди паровоза и не вставать по стойке смирно по первому приказу, а бороться до конца. Что и неудивительно – в этом органе достаточно не то чтобы независимых, но состоятельных и достаточно свободных в принятии решений людей.

По имеющимся данным, один из таких людей, Евгений Гинер, всегда готовящийся к подобным "зарубам" основательно, в ответ на просьбу Нагорных разразился серьезно подготовленным выступлением. Для начала он процитировал президента России (это всегда вызывает в среде чиновников должный пиетет и является беспроигрышным приемом), затем – цитатами из находящегося в родовых муках закона. И то, и другое ставило целью доказать, что линейного принципа – Минспорта приказывает, федерации берут под козырек – ни в распоряжении президента, ни в законе нет.

Он, заметим, еще не принят. Да, 19 июня его в третьем чтении приняла Госдума, но в законную силу он вступит только после подписи главы государства, а ее, как и последующей публикации в "Российской газете", пока нет. Поэтому никаких легитимных рычагов со стороны Мутко, чтобы заставить исполком РФС принять "7+4" именно сейчас, не было.

А Гинер, процитировав закон, заставил членов исполкома усомниться, что они вообще появятся. Потому что, исходя из прозвучавшего на заседании, не Минспорта единолично будет спускать в федерации лимиты по каждому игровому виду спорта, а министерство по согласованию с исполкомом федерации! Исполком же, как мы знаем, с зимы имеет на сей счет особое мнение.

Как стало известно, топ-клубы в этой борьбе решили идти до конца. Запевалами на исполкомах обычно выступали Гинер с Ольгой Смородской, теперь же к ним присоединились и Керимов, и прибывший туда после длительного перерыва Сергей Галицкий – в общем, все возможные клубные тяжеловесы. Более того, есть данные, что ведущие клубы не исключают задействования (с их подачи, естественно) в процессе УЕФА и ФИФА. Органов, как известно, категорически препятствующих прямому вмешательству государства в дела футбольных федераций – общественных организаций.

Ущерба российским государственным интересам тут никакого нет (хоть министр спорта и считает иначе) – более того, по мнению многих, лимит по этим интересам как раз бьет. Поэтому (информация, подчеркиваю, неофициальная и никем пока не подтвержденная) топ-клубы и готовы идти до конца. И все далеко не так просто – спустили, приняли, играем – как это подавалось в речах Мутко.

Будь все так просто, исполком плюнул бы и проголосовал. Но этого не произошло. И произойдет ли до начала сезона (!) – большой вопрос. Пахнет бунтом. Бунт локален, он вряд ли помешает Мутко в сентябре стать президентом РФС – но в вопросе лимита, очень возможно, министру придется идти на компромисс. И исключать, что сезон начнется с "10+15", я бы не стал. А если начнется – то, по логике, и закончится. Хотя Россия – страна, где логика зачастую пасует.

Евгений ГИНЕР, Александр ДЮКОВ, Ольга СМОРОДСКАЯ и Сергей ГАЛИЦКИЙ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Даты следующего исполкома пока нет. Приблизительное его время – середина июля. В премьер-лиге чемпионат стартует 17-го числа. Чтобы лимит был официально установлен не за месяц даже, а за считанные дни до старта первенства – такого хаоса российский футбол еще не знал. И не факт, что узнает.

Судя по всему, бескомпромиссный настрой топ-клубов и исполкома вообще в какой-то момент стал известен Мутко.

По словам одного из членов исполкома, за пару дней до него неожиданно изменилось время его начала. Оно было запланировано на 10 утра, и тогда Мутко успевал бы и туда, и на правительственную комиссию. Но вдруг все сдвинулось на полдень, и лишь 22 июня соответствующая информация (об итоговом времени, а не о сдвижке, конечно) была опубликована на официальном сайте РФС.

Судя по всему, к этому моменту Виталий Леонтьевич понял, что если прибудет на Таганку лично и попытается настоять на немедленном принятии формулы "7+4", то все равно проиграет. А поражения, пусть даже временные, терпеть лучше заочно, не теряя лица.

Почему же Симонян анонсировал прибытие министра на исполком накануне, когда время его начала уже было перенесено с 10 на 12? Это – единственная нестыковка со всей вышеприведенной версией. Возможно, об изменении планов Мутко 88-летнюю легенду попросту не успели предупредить.

Зато, по сообщениям членов исполкома, к вопросу о включении в состав ФНЛ "Зенита-2" Симонян готов был и инициативу питерцев поддержал. Всего днем ранее на общем собрании лиги решили (причем единогласно) остановиться на 18 командах, но в высшей футбольной инстанции страны рассудили иначе.

Президент ФНЛ Игорь Ефремов возражал, говорил о том, что в последние три года (ранее был, например, "Краснодар") не по спортивному принципу в лигу не принимали никого, хотя хотели и по деньгам готовы были многие – в частности, "Факел". Но ряд членов исполкома поддержал "Зенит", посчитав такое решение благом, в частности, для молодежной сборной России.

В итоге решение все-таки ввести "Зенит-2" в ФНЛ было принято большинством всего в один-два голоса. И ряд членов исполкома называют его скандальным.

***

Для меня одним из самых сильных впечатлений дня стало то, что свою достаточно длинную речь в начале пресс-конференции Симонян произносил стоя. В его-то возрасте никому не пришло бы и в голову ждать или тем более требовать от него подобного.

Но Никита Павлович-то действительно СТОИТ за российский футбол. Недаром и члены исполкома в конце заседания поаплодировали ему за ту демократичную, но в то же время и вполне уверенную и четкую манеру, в которой он его вел.

На пресс-конференцию он пришел вместе с советником президента РФС по юридическим вопросом Денисом Рогачевым. У которого я и поинтересовался, как стало возможным, что в контракте Капелло на четыре года не был прописан пункт о расторжении без компенсации в случае невыхода на Euro-2016; каким образом РФС в случае увольнения должен ему десятки миллионов евро, а он в случае досрочного ухода – ничего.

Никита СИМОНЯН. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

В гостях у дедушки

В разговор вступил Симонян, который полностью согласился с посылом моего вопроса и пообещал, что с будущими главными тренерами сборной России подобных промашек не случится. Звучало эмоционально и неравнодушно – хотя уж кто-кто, а олимпийский чемпион Мельбурна-1956 к этому контракту никакого отношения не имел.

А тот, кому был задан вопрос, отмахнулся от него как от назойливой мухи: "Детали контракта Капелло не комментирую". Дотошный коллега справедливо решил уточнить: "Но вы видели этот контракт, прежде чем он был подписан? Визировали его?" Рогачев с явной неохотой выдавил: "Да".

И подумалось вот о чем. Столько серьезных людей ломают головы, как бы избавиться от чемодана без ручки фирмы "Капелло", кто-то заплатит за это огромные деньги. А есть люди, которые этот безответственный документ готовили. И они все еще сидят в футбольных президиумах и ни за что не отвечают – в том числе и когда журналисты задают им прямые вопросы по их же тематике. А кто-то даже может в эти президиумы триумфально вернуться.

Так с какой стати мы должны рассчитывать на то, что в нашем футболе что-то изменится? Даже если с Капелло договорятся о компенсации?..

ФОТО: Исполком РФС за дальнейшую работу Фабио Капелло в сборной России

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости