Эксклюзив "СЭ". Первое интервью Слуцкого после назначения в "Витесс"
ПЕРЕГОВОРОВ БЫЛО ОЧЕНЬ МНОГО
– Когда впервые возник вариант с "Витессом"? Как долго продолжались переговоры?
– После того как стало известно, что нынешний тренер "Витесса" не продлевает контракт, руководство клуба стало рассматривать кандидатуры. В итоге вышли на меня с предложением. Все это произошло относительно недавно.
– Когда вы возглавили "Халл Сити", многие говорили о том, что Слуцкий вышел из зоны комфорта и в отличие от многих коллег-тренеров и футболистов решил попробовать свои силы за рубежом. Удивляет то, что после работы в Англии вы продолжили двигаться по этому же пути, а не захотели вернуться в Россию.
– Я избрал для себя такой путь еще больше года назад. Приложил максимум усилий для того, чтобы этот сценарий реализовался. На мой взгляд, эксперимент не закончен. Все-таки в "Халле" было много объективных сложностей. Поэтому приоритетным вариантом для меня оставалась работа именно в Европе. От первого опыта осталась определенная недосказанность и неясность.
– А много ли было у вас вариантов помимо "Витесса"?
– Переговоров было очень много.
– Дошло до конкретных предложений?
– Переговорный процесс с любым европейским клубом очень долгий. Много встреч, выяснений нюансов и так далее. Такова западная специфика. Было очень много интервью и собеседований. А вариант с "Витессом" мне понравился больше остальных.
ЗАДАЧА – СТАБИЛЬНО ПОПАДАТЬ В ЧЕТВЕРКУ
– Какие задачи ставит перед вами руководство клуба?
– Попытаться стабильно выступать в Лиге Европы – то есть попадать в четверку. Нужно также развивать игроков, в том числе из клубной академии. К слову, сейчас в стартовом составе "Витесса" выходят два футболиста 1999 года рождения, и это на самом деле просто немыслимо! Задач довольно много, они комплексного характера. В общем, интересно и сложно.
– Общались ли вы лично с российским владельцем "Витесса"?
– Да. Но только российским совладельцем "Витесса" является не Чигиринский, как многие пишут, а другой человек.
– Оперативное руководство "Витесса" осуществляют голландцы?
– Владельцем является наш соотечественник, есть еще совет директоров, который состоит из голландцев.
– У вас уже есть селекционные планы? Кем планируете усилиться, кто команду покинет?
– Я только недавно подписал контракт с "Витессом", поэтому сложно уже сейчас иметь четкий план. Задача номер один – сохранить всех нынешних лидеров команды. А во-вторых, необходимо будет усилить те позиции, которые летом окажутся относительно вакантными. Так что говорить о моих планах преждевременно. Сейчас у "Витесса" сложный период, команда продолжает борьбу за попадание в Лигу Европы. Я желаю ей максимально себя проявить.
– Многие в России и Голландии пишут о том, что определенную поддержку в виде игроков вы наверняка получите от "Челси" и Романа Абрамовича. Это так?
– Игроки "Челси" последние годы традиционно выступают за "Витесс". Так, в последнем матче в стартовом составе вышло три представителя лондонского клуба. Дабо, Миазга, Мэйсон Маунт. Мы пока не общались на эту тему. Но, думаю, что тенденция продолжится.
БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ РОССИЙСКИХ КЛУБОВ
– Технический директор "Витесса" в интервью "СЭ" сказал, что вместе с вами в клубе будет работать Олег Яровинский. В каком качестве?
– Помощником главного тренера. У него уже есть лицензия B, а сейчас он учится на лицензию A. Олег ее получит к моменту начала работы.
– А других россиян планируете привлекать в тренерский штаб?
– Пока нет.
– А кто, кроме Яровинского, в нем еще окажется?
– Внутри клуба есть определенные контрактные вещи – большое количество тренеров имеют долгосрочные соглашения. Поэтому, думаю, что люди, которые верой и правдой служат клубу на протяжении многих лет, продолжат работать в нем в том же качестве, в котором находятся и сейчас.
– В "Витессе" уже играет Вячеслав Караваев. Могут ли появиться другие российские футболисты? Может быть, вы бы хотели кого-то позвать из своих бывших подопечных по сборной или ЦСКА?
– Думаю, это достаточно проблематично.
– Почему?
– Все-таки уровень зарплат "Витесса" и ведущих клубов РФПЛ сильно отличается. Так что, на мой взгляд, появление российских игроков маловероятно.
Понятно, что все связывают меня с русскими футболистами, но в "Халле" не было ни одного россиянина. В "Витессе" есть игрок из России, но он появился в клубе до меня. Я хорошо знаю футболистов из нашей лиги, но направленность "Витесса" несколько другая. Там сформированный состав, хорошо работает академия – есть необходимость развивать собственных молодых игроков. И направление, в котором работает клуб, и выбранные им трансферные приоритеты не совсем совпадают с приглашением уже состоявшихся игроков, тем более выступающих в ведущих российских командах.
– За минувший год были ли какие-то конкретные предложения от российских клубов?
– Конечно.
– Публично назывался "Ростов".
– Не думаю, что есть смысл обсуждать, что было, а чего не было. На любом из этапов я не чувствовал себя невостребованным, если речь об этом. Я делаю выбор в соответствии с тем, что считаю для себя приоритетным.
– То есть в пользу работы в Европе?
– Думаю, это стало очевидно после того, как я уходил из ЦСКА.
– Уже понятно, с какого числа вы приступите к работе в "Витессе"?
– С новой предсезонки. По датам пока невозможно сказать, потому что команда, скорее всего, будет играть в плей-офф. А дальше посмотрим – будет полуфинал или финал плей-офф, попадет ли "Витесс" в Лигу Европы (там будет квалификационный раунд) или не попадет. Поэтому планы предсезонной подготовки будут сформированы в зависимости от сроков окончания сезона и тех турниров, в которых клуб будет участвовать в следующем сезоне.
С "ХАЛЛОМ" БЫЛ ПОКАЗАН ЧУТЬ ЛИ НЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
– Спустя время, как вы оцениваете свою работу в "Халле"?
– Сверхпозитивно и сверхинтересно. Эта работа меня невероятно сильно обогатила. Повторюсь, в той ситуации, которая была, результат был показан чуть ли не максимально возможный. Может быть, этот период в спортивном плане нельзя назвать сверхуспешным, хотя не стоит напоминать, как все происходило и что этому сопутствовало. Но и об этом можно поспорить. В то же время если говорить о личном опыте и тренерском развитии, то это был невероятно важный период в моей жизни и карьере.
– В ситуации с "Халлом" вы не чувствуете себя обманутым? Все-таки, когда вы приходили, ожидания были иными.
– Я не хотел бы комментировать, что и как происходило в "Халле", потому что очень благодарен руководству клуба за возможность поработать там. Я безмерно благодарен болельщикам, которые оказывали и до сих пор оказывают мне потрясающую поддержку. И я очень благодарен всем игрокам, тренерскому штабу и обслуживающему персоналу за сверхпрофессиональную работу, которая комплексно меня обогатила. Со многими из этих людей мы продолжаем активное и очень интересное общение.
– После "Халла" вы много времени провели в России. Ваш английский от этого не стал хуже?
– Я и в России продолжал каждый день по два часа работать с репетитором. Кроме того, я очень часто летал в Лондон. Да и агент у меня англичанин. То есть общение на английском у меня сохранялось. Это первое. Второе – до старта моей работы в "Витессе" есть достаточно продолжительный промежуток времени, поэтому, думаю, что в том же апреле я на весь месяц улечу в Лондон и продолжу заниматься с теми преподавателями, с которыми у меня есть великолепный контакт и которые многому меня научили.
Так что английский в нормальном состоянии, хотя понятно, что в этом аспекте нет потолка. Поэтому я буду пользоваться возможностью совершенствовать свой английский, благо у меня есть для этого время.
– Вы произносили теплые слова в адрес болельщиков "Халла". А какой отклик получали из России?
– Тоже положительный. Был создан канал в Телеграме про "Халл", болельщики одной группы ВКонтакте сбрасывались и покупали трансляции его матчей, причем в этой группе было зарегистрировано больше 30 тысяч болельщиков! Поэтому я чувствую, что интерес к моей зарубежной карьере в России тоже очень велик, и большое количество людей, которых я случайно встречаю на улицах, искренне желают мне удачи и с интересом следят за тем, какой путь я выбрал. Поэтому с первого дня работы в "Халле" я чувствовал большую поддержку с родины. И цифры, которые я привел, говорят о том, что людей это сильно интересует. Мне это приятно.
– После возвращения с Олимпиады вы посетили матч "Локомотива" со "Спартаком". В "Халле" вы российский футбол не могли смотреть?
– Я его не смотрел, потому что физически было сложно. Как правило, туры в Англии и России идут параллельно, а когда ты готовишься среди недели, надо анализировать игры как своей команды, так и соперника. Поэтому физически не было времени на просмотр большого количества матчей. Я был и на игре "Локомотива" со "Спартаком", и на домашних встречах ЦСКА с "Уралом" и "Лионом". В четверг планирую пойти на матч "Локомотива" с "Атлетико". Футбол все равно остается смыслом моей жизни, и матч вживую ничто не может заменить. Я с большим удовольствием смотрю любой футбол.
БЕРЕЗУЦКИМ НУЖНО СКАЗАТЬ ОГРОМНОЕ СПАСИБО
– С Караваевым списывались?
– Мы общались. Во-первых, мы с ним никогда не прекращали общение, как и со многими другими футболистами ЦСКА – и действующими, и бывшими, с условным Ефремовым или Макаровым. Я все время стараюсь мониторить ситуацию и узнавать, как у них дела, поэтому мы с Караваевым общались независимо от того, какие события в последние дни произошли в моей жизни. После моего назначения мы разговаривали, потому что я был на последнем матче. Если я вижу матчи игроков, и параллельно мое мнение не идет вразрез с тем, что говорит тренер непосредственно футболисту, то мы, естественно, обсуждаем какие-то моменты, связанные с игровой деятельностью каждого из футболистов.
– Как Караваев отреагировал на новость о том, что вы вместе будете работать в таком неожиданном месте?
– Ситуация очень необычная: объявлено сейчас, а работа начнется со следующего года. Поэтому он, как и все футболисты "Витесса", сконцентрирован на решении текущих задач и, наверное, будет думать о будущем, когда оно наступит. И это абсолютно правильно, потому что для игрока, как и для тренера, самым важным является следующий матч.
– На какой игре "Витесса" вы были? Какое впечатление оставил стадион клуба?
– Я был на выездном матче. А в Арнеме я и до этого бывал. Стадион там отличный, суперсовременный, с раздвижной крышей, выдвигающимся полем, матчи посещают великолепные болельщики. Несмотря на то, что сборная не попала на чемпионат мира, а клубы не так гремят в Европе, как несколько лет назад, Голландия остается сверхфутбольной страной, где очень интересно работать, где суператмосфера на стадионах, всегда заполненные арены, и большое количество людей интересуется футболом и старается оказывать максимальную поддержку тем, за кого болеют.
– Вы оценили шутку форварда "Витесса" Брайана Линссена? Он сказал: "Слышал, что Слуцкий любит выпить. Думаю, это хорошо, ведь ему надо влиться в команду, это часть футбола".
– Мне кажется, его спросили о том, что русские любят традиционно. А он сказал: "Если так, то это хорошо, потому что он быстрее вольется в коллектив". Это стереотипное мышление. Ко мне, как к человеку, который вообще не употребляет алкоголь, это не совсем актуальное применение.
– Зато вы увидели, что и в Голландии все хорошо с юмором, вы сможете найти общий язык. Юмор ведь всегда был важной частью атмосферы ваших команд.
– Атмосфера важна тогда, когда способствует достижению спортивных задач. В любом случае, основные задачи в любой профессиональной команде – спортивного характера. Если при этом они будут хорошими, то позитивная атмосфера будет способствовать укреплению спортивных результатов. Поэтому я бы лучше делал акцент на спортивной составляющей любого проекта.
– Что вы думаете о решении братьев Березуцких завершить карьеру в сборной?
– Для меня это не новость. Мы много раз с ними это обсуждали. Я хочу сказать о том, что братья всей своей карьерой заслужили право на принятие решения. Их уровень патриотизма, то количество матчей, которые они отыграли с серьезными повреждениями за национальную команду, их вклад в тот же успех 2008 года и вообще количество и качество матчей, убеждает в их высочайшем уровне патриотичности и умении приносить свое здоровье в жертву интересам национальной команды. Сейчас они как никто понимают свое состояние. Если они говорят, что не чувствуют физических сил и квалификации необходимого уровня для того, чтобы помочь команде, то мы должны с огромным уважением отнестись к решению и сказать огромное спасибо. Будем болеть за национальную команду с теми футболистами, кто окажется в ее составе.