Ошибки Айтекина и фарисейство УЕФА
Работу германского арбитра Дениза Айтекина на матче сборных Черногории и России вспомнят и обсудят еще не раз. Но только ли он должен разделить ответственность за случившееся?
Почему матч не завершили после травмы Акинфеева?! //
Акинфееву предписан щадящий режим
Александр БОБРОВ
Любой арбитр в ходе любого футбольного матча выполняет ряд задач, но прежде всего, следит за соблюдением правил игры и обеспечивает по мере своих возможностей и полномочий безопасность футболистов. Если этого не происходит, мы с вами вправе говорить, что судья с обязанностями не справился. Точка.
Так называемая процедура "трех шагов", предпринимаемых рефери при беспорядках на трибунах, разработана не вчера и не раз применялась в разных странах и на разных турнирах. Приостановка матча, увод команд с поля, объявления по стадиону – все это понятные и опробованные меры. Но они применяются в тех случаях, когда возникает угроза безопасности футболистов и членов тренерского штаба. То есть речь идет о неких превентивных действиях, инициируемых арбитром дабы заранее свести к минимуму вероятные риски.
В случае же с матчем в Подгорице Айтекину уже нечего было предупреждать. Угроза здоровью и жизни вратаря сборной России Акинфеева в самом начале встречи стала не воображаемой, возможной, гипотетической и какой-то там еще. Некий гражданин, сидевший на трибуне, где выделены места для местных болельщиков, совершил нападение на нашего футболиста и нанес ему повреждения, не позволившие голкиперу продолжать игру.
Александр Мейтин: "Решение о продолжении матча принимал судья, а не делегат"
Налицо нарушение всевозможных правил и регламентов, установленных Союзом европейских футбольных ассоциаций и касающихся обеспечения порядка и безопасности до, во время и после матча на трибунах и на стадионе в целом. Российская сборная осталась без ведущего игрока и основного вратаря, а также была вынуждена использовать одну из трех замен.
Какие еще основания требуются арбитру, чтобы не приостановить, а полностью прекратить матч? Предположу, что именно так Айтекин и собирался поступить, но вмешался делегат УЕФА англичанин Бэрри Брайт. По собственной воле либо ему дали указание вмешаться. Еще в ходе игры пошел слух, что консультации проводились с Мишелем Платини и Джанни Инфантино. Если это действительно так, если на процесс принятия решений они повлияли, то вход в офис УЕФА в Ньоне стоит завесить зеркалами и предложить руководителям этой организации смотреться в них каждый раз, когда возникает желание критиковать Зеппа Блаттера и кого-либо другого из ФИФА.
Не исключу внешне благого желания не допустить беспорядков на трибунах и вне стадиона, которые теоретически могли последовать, если едва начавшийся поединок был бы полностью остановлен после травмы Акинфеева. Но, повторю, случившееся (и сам инцидент, и решения делегата и арбитра) противоречит всем тем принципам, которые на протяжении последних лет всеми силами и средствами проводил в жизнь УЕФА.
Вратарь не смог продолжить матч – судья не вправе продолжать игру. В противном случае, каковые гарантии, что на поле не полетит еще один файер или петарда? Можно было бы попытаться освободить трибуны от зрителей и играть без них. Но это тоже риск – другой повод для беспорядков, только за пределами арены.
Пятница. Подгорица. Черногория - Россия. С этой трибуны в Игоря Акинфеева прилетел файер. Фото – Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Игра с огнем //
Как был сорван матч Черногория – Россия
Как бы то ни было Айтекин вернулся на поле "Градски" вместе с обеими сборными и фактически заново начал их поединок. Немец турецкого происхождения провел свой, возможно, худший матч в сезоне, до этого складывавшемся для него весьма и весьма неплохо. Недаром этого арбитра стали считать одной из надежд европейского судейского корпуса. И поставили посмотреть на него и дать ему оценку одного из известных в прошлом рефери – Петера Фрейдфельдта. К слову, шведа по гражданству. То есть представителя той страны, чья сборная выступает в одной группе с Черногорией и Россией. В последнее время в УЕФА почему-то на такие "мелочи" перестали обращать внимание.
Но вернемся к событиям встречи. 36-я минута. Рвавшегося к воротам хозяев Кокорина сбили в штрафной. Пенальти и красная карточка за фол "последней надежды"? Нет, в протоколе матча вы их не обнаружите – Айтекин не стал наказывать черногорцев. Полагаю, ответственность за это с ним должны разделить первый дополнительный ассистент (для тех, кто не очень хорошо знаком с терминологией, поясню: тот, который располагается у ворот) Кристиан Дингерт и первый ассистент (у боковой линии с флажком) Гвидо Клеве.
Очень неудачно судья управлял игрой на 50-52-й минутах, когда российские футболисты пытались выполнить свободный удар. Долгая установка "стенки", повторная остановка матча, желтая карточка черногорцу (весьма сомнительная) – вкупе все это произвело удручающее впечатление.
Апофеозом некачественного судейства стала 65-я минута, когда Айтекину почудился фол со стороны защитника черногорцев. Тот просто выбил мяч из-под ног Кокорина, но арбитр, выглянув из-за спин футболистов, решил, что российского игрока остановили с нарушением правил. Уже за эту ошибку его оценку могут снизить до 7,9 балла (твердая "двойка" по меркам УЕФА), а если признают и ряд других, то вычтут еще несколько десятых.
Пятница. Подгорица. Черногория - Россия. 67-я минута. Полузащитник сборной России Дмитрий КОМБАРОВ (в центре) предъявил арбитрам брошенную в него зажигалку, после чего главный судья Дениз Айтекин прервал матч. Фото - AFP
Когда с трибуны в голову нашего игрока прилетел еще один посторонний предмет, Айтекин, показалось, с облегчением прекратил матч и едва ли не бегом отправился в подтрибунные помещения. Теперь в УЕФА от него и Брайта ждут отчетов о случившемся, на основании написанного этими двумя господами контрольный, этический и дисциплинарный комитет в ближайшее время откроет дисциплинарное дело. После его рассмотрения КЭДК определит степень вины Черногорского футбольного союза и болельщиков черногорской сборной и вынесет вердикт относительно победителя матча, размера штрафа и иных наказаний.