Дневники сборной. О чем не говорят мужчины
При Фабио Капелло футболисты на сборах жили будто в стерильном пространстве – полная изоляция от внешнего мира (в пределах разумного, конечно), никаких отвлекающих факторов, только футбол, футбол и еще раз футбол. Почти как по Ленину. Игрокам строго было запрещено пользоваться электронными устройствами в автобусе, в раздевалках и во время еды. Таким образом Капелло пытался добиться максимальной концентрации на главном.
Схожая обстановка сейчас и в сборной России. Но не потому, что в команде вновь процветает тирания. Это совсем не так – напротив, Илья Кутепов в интервью "СЭ" (читайте в одном из ближайших номеров) сказал, что Станислав Черчесов предоставляет футболистам свободу, так как считает всех профессионалами. Конкретных ограничений и штрафов нет – все либерально. Но при этом Черчесову каким-то образом все равно удается крепко держать в своем кулаке дисциплину и концентрацию команды.
Все отчетливее становится ясен ответ на вопрос, зачем главный тренер решил увезти сборную именно в тирольскую глушь. Здесь нет развлечений мегаполисов и моря, которое само по себе манит кого угодно. Более того, Черчесов даже не запланировал экскурсии для игроков по местам своей молодости, хотя многие тренеры практикуют подобное во время сборов. Это помогает освежиться и отвлечься.
Черчесов считает, что лучше всего освежает и отвлекает тренировочный процесс.
Акинфеев. Ночью прилетел, утром - на тренировку. Профессионал pic.twitter.com/nIjWnLWcTM
– Дмитрий Зеленов (@ZelenovZ) 29 мая 2017 г.
В Австрии все спокойно – намек на ажиотаж (со шнапсом и региональной прессой) растворился после первого дня. Сейчас местные жители чешут затылки, когда мы говорим им о визите футбольных звезд самой большой страны мира. По сути, наша российская команда в Нойштифте интересна только журналистам. И от нас уж никуда не скрыться – мы и в Антарктиду полетим, если кому-нибудь взбредет в голову провести там сбор.
За несколько дней мы усвоили как минимум одно требование Черчесова: каждый игрок должен думать исключительно о ближайшем турнире, о завтрашнем матче, о предстоящей тренировке, о только что озвученном упражнении и о движении, которое нужно сделать для его выполнения. О прошлом же думать не рекомендовано.
Станиславу Саламовичу, как большому знатоку психологии, важно не только физическое состояние футболистов. Не меньшее значение Черчесов придает мыслям игроков. А голова у большинства из них (да и у нас) все еще занята едва завершившимся чемпионатом России. Не важно, удачно он сложился или нет, – любые эмоции влияют на настрой, и футболист может просто "перегореть" от их избытка. Так, во всяком случае, полагает главный тренер.
Разрешили всю тренировку смотреть. Нет предела счастью. pic.twitter.com/oz7qA0m8D1
– Gosha Chernov (@G_o_s_h_a) 29 мая 2017 г.
Мелочей в футболе нет, это сейчас актуально и для австрийского сбора, поэтому общение игроков с внешним миром (оно происходит через СМИ) строго регламентировано. Черчесов не любит слово "проблема", но проблема едва не появилась, когда футболисты, один за другим, вдруг отказались отвечать на какие-либо вопросы о клубных делах, о сезоне, который завершился. Проблема, конечно, для нас, не для Черчесова. С его точки зрения, пожелание ограничить темы интервью – это как раз устранение возможных проблем.
Теперь 75 процентов вопросов в интервью и микст-зоне – только о национальной команде и Кубке конфедераций. Сейчас это, а не "Спартак" важнее всего на свете. Учимся в уме переводить количество вопросов в процентное соотношение. Мужчины должно говорить о сборной, а не о чем-то другом.
Тихий, безлюдный Нойштифт с комфортной футбольной погодой – отличное место для того, чтобы абстрагироваться от побочных вещей и смыть с себя трудный сезон. Зеленые пейзажи, оторванность от суетливого мира и относительная замкнутость сборной напоминают один большой террариум или оранжерею, где для цветов созданы максимально благоприятные условия для развития, рвать их ни в коем случае нельзя, а касаться – только чтобы удобрить.
Зато можно из-за стекла наблюдать за тем, как они распускаются.