Вадим Васильев: "Болельщики "Монако" освистали Траоре не из-за гола"
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 4-й тур. Группа E. МОНАКО – ЦСКА – 3:0
Игорь РАБИНЕР
из Монако
Для вице-президента и исполнительного директора "Монако" следующий день после более чем успешного приема ЦСКА в Лиге чемпионов вновь начался с России. В гости в клуб из княжества пожаловала группа студентов российской бизнес-школы RMA, приурочившей к матчу с армейцами свою очередную зарубежную стажировку. Васильев за полчаса увлекательно изложил трем десяткам соотечественников историю появления Дмитрия Рыболовлева в роли владельца "Монако" и последующего подъема клуба с дна второго французского дивизиона в "призы" первого.
Во второй половине дня Васильеву – на сегодня, думается, самому успешному российскому футбольному менеджеру в Европе, – предстояло улететь на собрание президентов клубов Лиги 1, где будет обсуждаться бунт на корабле маленьких и средних клубов лиги, посреди действующего телеконтракта вдруг потребовавших его пересмотра. А вице-президент "Монако" ведь еще входит в комиссию УЕФА по реформам еврокубков с 2018 по 2021 годы – то есть уже обрел в футбольной Европе такой статус, что одним "Монако" заниматься уже не может.
Тем не менее, несмотря на всю его занятость, мы успели вклинить в его рабочий график интервью для "СЭ" по итогам двух матчей с ЦСКА, где коснулись и многих других тем. В результате выяснилось немало любопытного.
ТРАОРЕ ДЛЯ НАС – НЕ ОТРЕЗАННЫЙ ЛОМОТЬ
– Все обратили внимание на дикий свист, которым болельщики "Монако" встретили выход на замену Ласина Траоре. Леонарду Жардим связал это с его голом в Москве и плохой игрой за "Монако" в прошлом сезоне, один болельщик, с которым мне довелось пообщаться, – с исступленной радостью в связи с голом команде, которой он до сих пор принадлежит. А ваше мнение? – спрашиваю Васильева.
– Всего понемногу. В прошлом сезоне, конечно, такого освистывания не было, но сезон Траоре провел не лучший. И был непопулярен у наших болельщиков – это факт. А радость после гола в Москве, думаю, добавила им эмоций. Но не сам факт гола. Потому что, например, Валер Жермен, будучи в прошлом сезоне в аренде в "Ницце", в первом же матче с нами забил гол в ворота "Монако", при этом не радовался – и сейчас он играет за нашу команду, и публика ему только аплодирует.
А ведь он забил гол в важнейшем и принципиальном матче! То есть здесь нельзя говорить, что на Траоре ополчились из-за гола. Раз был обратный пример с игроком нашей же команды – значит, это не так.
– Можно ли говорить, видя хотя бы такую реакцию болельщиков, что путь назад в "Монако" Траоре заказан?
– Безусловно, ему будет непросто, но в первую очередь это будет зависеть от его игры и результатов. Станет забивать голы – и болельщики примут его.
– То есть для вас он не отрезанный ломоть?
– Нет, конечно. Возраст позволяет рассчитывать на возвращение прежнего Траоре. Вчера я его видел, он заходил к нам в раздевалку. Парой слов перекинулись, и я услышал в его голосе мотивацию, желание...
– ...вернуться после окончания аренды в "Монако"? То есть свист болельщиков его не смутил?
– Нет, и он зашел в раздевалку поприветствовать ребят. Заходил он и после матча в Москве. И наши игроки после ничьей поздравили его с голом, проявив уважение. Не было никакой нервной реакции. После этого сезона у Траоре останется еще два года контракта с "Монако". Перед тем, как он ушел в аренду, мы его продлили на год.
ДУМАЛИ, ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ ПОМОЖЕТ ЛАСИНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ
– Фигура его агента Дмитрия Селюка вас не смущает? Пеп Гвардьола после его прессинга на тему Яя Туре о Селюке слышать не желает...
– У нас с ним ровные отношения. Про Яя Туре слышал, но на нас прессинга не оказывалось. На нас, думаю, не так просто оказывать прессинг.
– В чем видите проблему Траоре?
– Трудно сказать. Факт, что пока он не вернулся на тот уровень, на котором выступал в России. Были травмы – он от них восстановился. Физическую форму набрал, мотивация есть. Мы думали, что возвращение в Россию ему поможет. Были и другие варианты, но мы подумали, что тот чемпионат, где он действительно блистал и играл замечательно, окажет ему и психологическую поддержку. Плюс замечательная команда, чемпион России... Не знаю. Очень хочется верить, что он все-таки сможет выйти на свой прежний уровень.
– У вас принцип – разрешать арендованным футболистам играть против "Монако"?
– Нет, это происходит лишь в отдельных случаях. С Жерменом "Ницца" полностью взяла на себя выплату его зарплаты, выполнив те финансовые условия, которые мы выставили. Мы сочли, что с учетом этого не будем препятствовать его игре против нас. У Траоре была иная причина (договор аренды с ЦСКА подписывался еще даже до третьего отборочного раунда Лиги чемпионов, где играло "Монако", и в тот момент было крайне сложно предположить такое совпадение, что два клуба окажутся в одной группе. – Прим. И.Р.). Два этих случая стали исключениями. Обычно мы прописываем арендованным футболистам невозможность играть против нас в очных матчах.
– А как делится выплата клубами зарплаты Траоре?
– Не могу разглашать.
– Но зарплату платят оба клуба?
– Я бы так не сказал.
– Для вас стало откровением, что Траоре в Монако не включили в стартовый состав ЦСКА?
– Нет. Мы предполагали, что ЦСКА скорее будет играть на контратаках. И, зная, что преимущество в физической форме, наверное, на нашей стороне, они решат немного перестроить игру – поэтому поняли, почему такое решение было принято.
– За Вагнером, ушедшим в турецкую аренду, не следите?
– Мне наш спортивный директор на днях привел статистику: 10 матчей – ноль мячей. Досадно очень, печально. Похоже, что его карьера клонится к закату.
– Вздыхаете с облегчением, что летом раздали Траоре и Вагнера по арендам?
– Это были тяжелые, но правильные решения.
ЕСЛИ ЦСКА БУДЕТ ИГРАТЬ ТАК ЖЕ, НИКУДА НЕ ВЫЙДЕТ
– Жардим на послематчевой пресс-конференции произвел впечатление абсолютно довольного всем происшедшим человека. А вы можете сказать, что это был лучший матч "Монако" в этом сезоне?
– Один из лучших – точно. Возможно, и лучший.
– Ожидали ли от ЦСКА другого уровня сопротивления после московского матча?
– Видели, что ЦСКА находится в… (Задумывается, подбирая наиболее корректное слово.) трудной форме. Но ожидали, что сопротивление окажет с большей интенсивностью.
– Если бы единственный голевой момент ЦСКА, когда в середине первого тайма при счете 1:0 Страндберг выходил один на один, завершился голом, – это, по-вашему, могло изменить ход матча?
– Не думаю. Безусловно, у ЦСКА была возможность забить гол. Так же, как и у "Монако" – забить больше мячей. Думаю, гипотетическое число голов – оценочная категория. Но по тому, как складывался матч, по настрою, интенсивности и качеству игры наша победа заслуженна.
– Теперь ставите цель занять именно первое место в группе? С большой долей вероятности соперник по 1/8 финала окажется легче.
– Во-первых, мы еще не вышли ни с первого, ни со второго места. Прекрасно отдаем себе в этом отчет. Надо приложить еще много усилий, чтобы попасть в плей-офф. Но, безусловно, будем стараться добиться максимума. А максимум – это выход с первого места.
– А какая задача вообще стоит перед "Монако" в этой Лиге чемпионов?
– В этом сезоне цели нами вообще ставятся достаточно высокие. В чемпионате Франции – подняться по крайней мере на одно место (то есть с третьего на второе. – Прим. И.Р.). В Лиге чемпионов – выйти в плей-офф. Дальше загадывать трудно, потому что вы понимаете уровень потенциальных соперников. Так что сейчас это не предмет разговора. И мы очень хотим в этом сезоне или ближайшее время выиграть какой-нибудь Кубок. Достаточно долгое время "Монако" ничего не выигрывал.
– ЦСКА, по-вашему, имеет какие-то шансы на выход хотя бы в Лигу Европы?
– Если будут играть так, как вчера, – то нет.
ЧАЛОВ – ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВЫЙ ПАРЕНЬ
– Ваша молодежная команда, в отличие от взрослой, дома проиграли ЦСКА с шокирующим счетом 0:5. Что это было? Ведь для "Монако" молодежь – это святое.
– К сожалению, мы потерпели от молодых армейцев два крупных поражения подряд. Это повод задуматься и все проанализировать – при том что до того мы выиграли два матча у "Тоттенхэма" и "Байера", а в прошлом году взяли молодежный Кубок Франции. Пока у меня не было времени разобраться, но это будет предметом для серьезного разбора.
– Вы были на матче?
– Да.
– Как вам Федор Чалов, сделавший покер?
– Безусловно, очень талантливый парень. И надо отдать должное, что вся команда организована лучше, чем "Монако". Молодежка ЦСКА превзошла нас и в индивидуальной, и в коллективной игре. Оба матча прошли по одному сценарию. Вчера в конце первого тайма казалось, что "Монако" сейчас выровняет игру – но потом все сломалось. Наши ребята увлекались индивидуальными действиями в ущерб коллективной игре.
– В этом возрасте важна, по-вашему, коллективная организация? Или индивидуальное развитие важнее?
– Одно не может идти без другого. Индивидуальный талант, безусловно, важен, но футбол – игра коллективная. Не понимая важности коллективной игры и четко не придерживаясь заданной тактики, трудно вырасти в топового футболиста.
– На Чалова случайно не положили глаз? Вы же любите покупать и выращивать молодые таланты.
– Футболист, бесспорно, интересный. Но сейчас абсолютно рано о чем-то говорить.
ПОСЛЕ ЦСКА АЛЬБЕР II В РАЗДЕВАЛКУ НЕ ЗАШЕЛ
– На матче с ЦСКА был князь Монако Альбер II. Он на всех матчах бывает?
– Конечно, нет. Его график как главы государства распланирован на многие месяцы, если не на годы вперед. Он не позволяет ему подстраиваться под матчи, даты которых зачастую определяются за считанные недели. Но когда он в Монако и есть хоть малейшая возможность, – всегда приходит. Был, когда мы выиграли 6:2 у "Монпелье" – то есть посещает не только на самые знаковые и статусные матчи.
– На Лиге чемпионов он в этом сезоне до ЦСКА уже был?
– Нет. В групповом турнире у нас до того была только одна домашняя игра.
– В раздевалку не зашел после 3:0?
– Вчера нет. Но периодически заходит. И после "Монпелье" заходил, и после победы в Париже над "ПСЖ".
– Его может вдохновлять то, что "Монако", кажется, играет сейчас в совсем другой футбол, нежели два года назад, когда вы доходили до четвертьфинала Лиги чемпионов – куда более зрелищный и атакующий. Наблюдение, что стиль поменялся, верно?
– Безусловно. До последнего тура чемпионата мы с "Барселоной" были лидерами по результативности во всех ведущих европейских чемпионатах. Это о чем-то говорит. Такого старта по числу забитых мячей не знала ни одна французская команда с 1972 года.
Да, у нас атакующий стиль. Поменялась схема – теперь мы играем 4-4-2. Тренер раньше подобное не практиковал. Но надо отдать ему должное, он поступил очень мудро, с учетом имеющегося состава реформировав стиль игры и модель.
– Это личная инициатива Жардима, или клуб хотел видеть команду более зрелищной?
– Клуб этого хотел. Мы хотели видеть более атакующую и зрелищную игру, которая приносит удовольствие нашим болельщикам. Я всегда говорил об этом и открыто, и в частных беседах. В данный момент с возвращением Фалькао и Жермена, вообще с нашим нынешним составом сложились все условия, чтобы эти пожелания тренер смог претворить в жизнь.
ФАЛЬКАО – СТАРШИЙ ИЗ КАПИТАНОВ
– Студентам RMA рассказали, что в "Монако" сразу четыре капитана – Фалькао, игравший с повязкой против ЦСКА, Жермен, Субашич и Фабинью. Как это?
– Это система, которую ввел Жардим. У нас несколько капитанов, и в зависимости от матча тренер доверяет кому-то из них капитанскую повязку. И это работает. В этом есть логика – игроки травмируются, матчей очень много. Все равно никогда не получается, чтобы с учетом всех этих факторов один капитан провел весь сезон. Лучше, чтобы они менялись.
– Но "старший" из капитанов – Фалькао?
– Да.
– Удивлены ли, что он в первом же матче после очередной травмы сделал в ворота ЦСКА дубль?
– Да, приятно удивлен. Мы всегда в него верили и верим, всегда говорили, что приложим максимум усилий, чтобы перезапустить в "Монако" его карьеру. Но то, что произошло вчера, конечно, очень порадовало. Но все равно, чтобы увидеть Фалькао в лучшей форме, нужно набраться терпения и подождать.
– У него и в этом сезоне уже две травмы случилось.
– Да, но вторая – это сотрясение мозга, случившееся после очень серьезного фола голкипера "Ниццы". Такие вещи невозможно прогнозировать и предотвращать.
БАЛОТЕЛЛИ ВЗЯТЬ НЕ РИСКНУЛ БЫ
– Ваше дерби с "Ниццей" – теперь еще и противостояние лидеров чемпионата Франции. Вы рискнули бы взять в команду такого персонажа, как Марио Балотелли?
– Нет.
– В чем вообще феномен "Ниццы"?
– Второй год подряд она проявляет себя как этакий клуб последней надежды для некогда знаменитых игроков. В прошлом году это был Бен Арфа, в этом – Балотелли. Ситуация обстоит так, что если они не перезапустятся там, то уже нигде и никогда. И, возможно, это становится большим стимулом и фактором, который помогает им раскрыться.
– Для вас принципиально занять в чемпионате место выше "Ниццы"?
– Да. Это принципиально еще и потому, что в сложившейся ситуации место выше них, вероятно, даст автоматический пропуск в групповой турнир Лиги чемпионов. В отличие от третьего места, которое мы заняли в прошлом сезоне. Да, в Лигу мы прошли и оттуда – но это был очень сложный отборочный путь. "Фенербахче", "Вильярреал"...
Это совсем другой план подготовки команды. Она должна быть уже укомплектована и готова в начале июля. При этом мы не можем быть активными перед закрытием трансферного рынка, потому что иначе как уходящие, так и приходящие игроки внесут диссонанс в уже существующую и играющую команду. Все это очень сложно.
– Вас удивило, что "ПСЖ" так слабо начал сезон? И чувствуете ли, что сейчас правильный момент побороться за чемпионство?
– Действительно, "ПСЖ" в этом сезоне выглядит слабее, чем в предыдущих. Но говорить о борьбе за титул преждевременно – мы все-таки находимся только в начальной фазе сезона. И отдаем себе отчет, что у "ПСЖ" – большой резерв в плане качественного состава. Они в любой момент могут включить наивысшую передачу.
– "Монако" известен прежде всего умением продавать свои молодые таланты, установив в прошлом сезоне мировой рекорд по этой части – 200 миллионов евро выручки. А сейчас зимой собираетесь кого-то продавать – например, супервостребованных в большой Европе Фабинью и Бакайоко?
– Таких планов у нас нет.
"СЭ" благодарит факультет "Менеджмент в игровых видах спорта" бизнес-школы RMA за помощь в организации командировки нашего спецкора в Монако.