Плющенко. Конец фильма
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Олег ШАМОНАЕВ
Он находился в списках взрослой сборной России без малого двадцать лет. И сегодня одна из самых ярких и самых длинных карьер в истории отечественного фигурного катания официально завершена.
Двукратный олимпийский чемпион и двукратный серебряный призер Игр, трехкратный чемпион мира, семикратный чемпион Европы и четырехкратный победитель "Гран-при" – один из самых узнаваемых спортсменов нашей страны. Его результаты и поступки вне льда приковывали к себе внимание еще с 90-х, вызывая у болельщиков огромный спектр эмоций – от восхищения и обожания до ненависти. Навряд ли после заявления об уходе в жизни Евгения что-то принципиально изменится – он не принимал участия в официальных соревнованиях более трех лет, с Олимпиады в Сочи. Однако необходимые слова сказаны, и теперь у нас есть моральное право смотреть на Плющенко совсем под другим углом.
ЗРЕЛЫЙ МУЖЧИНА
В прощальном телеинтервью Евгений заявил, что в последние годы пытался доказать, что мужское одиночное катание – это не только спорт для молодых мальчиков, но и для зрелых мужчин, тех, кому за 30. Тенденция к "взрослению" фигуристов сейчас действительно есть. Но сам Плющенко, которому в ноябре этого года исполнится уже 35, едва ли может служить для этого яркой иллюстрацией. По большому счету всю карьеру Евгения можно четко разделить на два неравнозначных отрезка – до и после Олимпиады в Ванкувере, проигранной Эвану Лайсачеку при довольно спорном судействе. До весны 2010 года Евгений демонстрировал великие результаты и отдавал всего себя только спорту.
Его спортивная судьба – словно захватывающий фильм, переходящий в унылые титры. Последние вроде и несут на себе важную смысловую нагрузку, и отказаться от них нельзя, но хочется прокрутить их как можно быстрее. Правда, некоторые считают началом этих титров, переломным моментом в карьере чемпиона, его выступление на Евровидении на подтанцовке у Димы Билана в 2008-м и женитьбу на продюсере Яне Рудковской в 2009-м, но сути это не меняет. После Ванкувера спорт окончательно перестал быть абсолютным приоритетом в жизни Евгения, и многие из его поступков оценивать стало намного сложнее.
"Второй отрезок" включил в себя, например, дисквалификацию за участие в коммерческом шоу, смену власти в Федерации фигурного катания России после жалоб Плющенко Дмитрию Медведеву, бесконечную череду травм и операций, а также попадание в сборную через "черный ход". Заверши Евгений карьеру в 2010-м, сейчас бы его фигура воспринималось бы иначе. Хотя, конечно, и после Ванкувера у него было выдающееся выступление на чемпионате Европы-2012. А на Олимпиаде в Сочи в первую очередь Плющенко помог сборной России победить в командных соревнованиях. Но потом была неоднозначная история со снятием с личного турнира Игр-2014, когда Евгений тянул до последнего и отнял у чемпиона страны Максима Ковтуна шанс получить олимпийский опыт.
ДОРОГУ – МОЛОДЫМ
Многие ждали, что Плющенко завершит карьеру сразу после Сочи, но, несмотря на все новые травмы и операции, он продолжал повторять как мантру фразу о своем намерении выступить в Пхенчхане. Поверить в это было почти невозможно, но отсутствие соревновательной практики не мешало Евгению стабильно попадать в списки национальной команды. Так что стало понятно – исчезнуть оттуда он может только добровольно. Странное трехлетие, во время которого карьера Плющенко как бы продолжалась, не существуя в реальности, обрисовало сразу две большие проблемы нашего спорта.
Во-первых, стало понятно, что наши чемпионы могут очень долго продлевать свой статус действующего спортсмена, пользуясь преимуществами, которое дает им звание кандидата в члены сборной. При этом руководителям федераций и тренерам очень сложно попросить такого человека освободить дорогу молодым, даже если он перестает показывать высокие результаты и выступать на больших турнирах. Плющенко не одинок в выборе подобного пути – его последователи есть и в других видах спорта, хотя история Евгения наиболее показательна.
Во-вторых, и это главное, будь в нашей стране толпа молодых одиночников высокого уровня, никто не смог бы удержать Плющенко в национальной команде, несмотря на все его заслуги, политический вес и жену-продюсера. Но после золотых 90-х, когда у нас были Урманов, Кулик, Ягудин и Плющенко, наступил провал. И за последние десять лет никто даже близко не смог подобраться к былому уровню результатов. Причем это проблема не всего нашего фигурного катания – например, у женщин-одиночниц сейчас происходит обратный процесс. У мужчин же не задалось, и это позволило Плющенко делать то, что он делал.
С другой стороны, первая половина карьеры дала Евгению право на очень многое, и винить его в манипулировании надеждами болельщиков и спортивных чиновников язык не поворачивается. Поэтому просто констатируем, что еще одна великая спортивная карьера благополучно завершилась. И будем надеяться, что чемпионский характер и честолюбие помогут Плющенко стать хорошим тренером. Такие сейчас нам очень нужны.