"Кровавый" доклад Макларена. К чему готовиться России?
На первый взгляд ничего чрезвычайного в понедельник не случится. В конце концов, сколько мы их уже читали и видели, громких докладов и унизительных пресс-конференций про российский спорт? Что нового сможет поведать миру 70-летний канадский юрист, у которого на всю подготовку и расследование был мизерный срок меньше чем в два месяца?
Но доклад Макларена грозит стать худшим, что случилось с нашим спортом за последние годы. На этом фоне даже ноябрьские разоблачения его коллеги Паунда, после которых мы фактически оказались вне системы мировой спортивной политики, могут показаться "цветочками". Паунд – по крайней мере временно – закрыл Московскую антидопинговую лабораторию, создал огромные проблемы для РУСАДА и Всероссийской федерации легкой атлетики. Макларен пойдет дальше. Его миссия – вообще поставить наш спорт за рамки каких-либо законов и, в частности, не допустить российскую сборную в полном составе до Олимпийских игр в Рио.
МАКЛАРЕН ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВИЗИТА В МОСКВУ
В последнее время мы немного воспрянули духом. Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах фактически открытым текстом заявил, что оснований для дисквалификации всей олимпийской сборной России нет. Легкоатлеты готовятся в суде отстоять свое право поехать в Рио, и по всем признакам перспективы у них хорошие. Пловчиху Юлию Ефимову окончательно оправдали после "мельдониевого" скандала. Тяжелоатлеты тоже, кажется, избежали тотальной дисквалификации и отделались потерей двух олимпийских лицензий. И все эти хорошие новости – на фоне полной тишины со стороны западных "разоблачителей". Как говорил Карабас-Барабас, это просто праздник какой-то.
Но радоваться нам осталось ровно до понедельника. По информации "СЭ", в кулуарах доклад Макларена уже называют "кровавым" (bloody report). И далеко не только потому, что речь там пойдет в том числе о допинг-пробах крови. В этом докладе все будет куда жестче и аргументированнее, чем в ноябре было у Паунда. В отличие от предшественника Макларен даже не стал затруднять себя командировкой в Москву, чтобы пообщаться с нашими чиновниками. Хотя соответствующее официальное приглашение от Министерства спорта ему было отправлено. Ответ последовал примерно такой: "Спасибо, не вижу в этом визите необходимости". Иными словами: "У меня уже есть столько доказательств, что нет нужды слушать ваши оправдания".
Основной свидетель у Макларена один – бывший руководитель Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков. Сейчас он живет в США, а на родине находится под следствием за распространение допинговых препаратов. В мае этого года в интервью американской газете New York Times Родченков рассказал шокирующие истории про то, как смешивал российским чемпионам Сочи-2014 стероиды с алкоголем, а затем под покровом ночи менял пробы прямо в аккредитованной ВАДА лаборатории. Собственно, проверка этих показаний и была основной целью работы комиссии Макларена.
Месяц назад, подводя предварительные итоги своей работы, Макларен написал, что информация Родченкова "заслуживает доверия". Канадский профессор не вдавался в детали, но очевидно, что россиянин активно сотрудничает с комиссией и сумел представить весомые доказательства. Среди них наверняка будет электронная или эсэмэс-переписка с высокопоставленными российскими чиновниками.
Кстати, в мировой прессе уже периодически всплывают новые имена из "списка Родченкова" – то есть перечня спортсменов, чьи пробы по указанию министерства ему якобы приходилось менять в Сочи. Так, New York Times на днях написала о том, что в этом списке фигурировала бронзовая медалистка Сочи в скелетоне Елена Никитина.
Наверняка были перепроверены сочинские пробы российских атлетов, которые хранятся в Лозаннской лаборатории. И если там, с помощью Родченкова, что-то нашли, убийственнее доказательства не придумать. Дело тут даже не в длительных дисквалификациях отдельных спортсменов, которые наверняка последуют. А в том, что таким образом факт укрывательства и даже поощрения приема допинга в России будет окончательно доказан. И церемониться с нами после этого не будут.
КАК НЕ ПУСТИТЬ РОССИЮ В РИО
Президент МОК Томас Бах в интервью немецкой Bild на днях заявил, что если Макларен что-то раскопает про Игры в Сочи – то и отстранять надо российских зимников от Игр-2018 в Пхенчхане. Мол, причем тут Рио? Но тут позиции МОК и ВАДА принципиально расходятся.
Скорее всего, в рекомендациях нового доклада речь пойдет об отстранении России именно от ближайшей летней Олимпиады. Ведь если допинг в нашей стране покрывается на государственном уровне, то совершенно неважно, о зимних или летних видах спорта идет речь. Российских легкоатлетов уже не пускают в Рио на основании того, что нашей антидопинговой системе нельзя доверять. Хотя прямых доказательств каких-то системных злоупотреблений у международной федерации нет. Если в докладе Макларена встретится хоть одно компрометирующее письмо или эсэмэска от представителей министерства, верить российским спортсменам в мире перестанут окончательно.
Другое дело, что до старта Игр в Рио осталось всего три недели, и реализовать операцию с отстранением целой страны будет технически крайне сложно. Сделать это может только МОК, исключив Олимпийский комитет России из числа своих членов. Скорее всего, Бах всячески попытается избежать подобного варианта, и не из любви к России, а из-за старания избегать крупных скандалов и следующих за ними маркетинговых потерь. Что перевесит: дипломатия или шокирующие выводы Макларена – пока сказать трудно.
Пожалуй, главное, что может отобрать новый доклад у нашей страны, – это даже не грядущая Олимпиада в Рио. В конце концов из-за бойкота мы пропускали Олимпиаду и раньше. Но Игры в Сочи значили для России куда больше, чем просто очередной крупный турнир. Это был редкий повод для национальной гордости, когда хотелось радоваться и восхищаться, задвинув на обочину сознания привычный в отношении собственной страны скепсис. А теперь у нас задним числом хотят отобрать и эти теплые чувства.
Если за кулисами сочинского праздника невидимые люди вроде Родченкова действительно меняли пробирки с допинг-пробами, чтобы на следующий день страна могла чествовать новых чемпионов, – пусть нам об этом расскажут. Но только с настоящими доказательствами, а не сомнительными съемками скрытой камерой вместо них, как было у Паунда.