Матч Карякин – Карлсен бьет рейтинговые рекорды
СНЕЖНАЯ НОРВЕГИЯ – ШАХМАТНАЯ НОРВЕГИЯ
"Больше половины жителей Норвегии внимательно следят за сражениями за шахматную корону, – восторженно писало в середине минувшей недели норвежское издание Aftenposten. – Почти 1 миллион человек смотрели прямые трансляции. Это феноменально".
Восторженные реплики поддерживают цифры – доля дневных повторов, по данным телеканала NRК, который ведет трансляции встреч, доля ночных прямые эфиров – 2,6 – весьма солидный показатель. Доля телепрограммы или трансляции – это среднее количество человек, ее смотревших, выраженное в процентах от общего количества телезрителей в данный момент времени. Так вот, эта самая доля у шахмат в этом году оказалась сопоставимой с биатлоном и лыжными гонками, что для северной Норвегии – нонсенс.
"Перед стартом матча нам говорили: "Да уж, не повезло вам со временем – старт лыжного и биатлонного сезона. В другое время могли бы выстрелить", – рассказывает менеджер Карлсена Эспен Агдестейн. – Мы и впрямь понимали, что, хоть Магнус на родине и популярен, но до братьев Бе и Мартина Сундбю ему очень далеко".
Тем более необычно выглядела страница ежедневной общественно-политической норвежской газеты Aftenposten: из шести главных новостей четыре (!) о шахматах.
Судя по цифрам, которые дает телеканал NRK, шахматный бум накрывал страну постепенно. О Карлсене много говорили до начала матча, а затем, посчитав безоговорочным фаворитом, ненадолго забыли. Когда же к экватору поединка счет по-прежнему оставался равным, заговорили уже о Карякине. В ожидании непредсказуемой развязки замерла, кажется, вся Норвегия, у экранов, по предварительным подсчетам, ожидают до полумиллиона человек.
КАСПАРОВ – СУПЕРКОМПЬЮТЕР,
КРАМНИК – ТОПАЛОВ… КАРЯКИН – КАРЛСЕН
В России шахматного бума тоже не было давно. В конце 90-х страна с упоением следила за схваткой Гарри Каспарова с суперкомпьютером. Победа искусственного интеллекта расстроила и обескуражила одновременно: техника стала не только сильнее и быстрее человека, но еще и умнее. Многим от этого становилось не по себе. Без малого 10 лет спустя с таким же зрительским успехом прошла встреча между Владимиром Крамником и Веселином Топаловым. Во-первых, это был объединительный матч, положивший конец расколу в шахматном мире, а во-вторых – особый колорит ему придала история с "туалетным скандалом".
И вот год 2016-й. Россиянин-претендент против чемпиона-норвежца. Шахматами вновь интересуются миллионы: результаты каждой партии неизменно попадают в топ-5 новостей Яндекса, доли дневных телепрограмм о прошедшей партии колеблются вокруг цифры 1,8, репортажи из Нью-Йорка показывает самая популярная новостная программа – "Время".
– Назвать успех неожиданным нельзя, – говорит менеджер Сергея Карякина Кирилл Зангалис. – Мы к нему долго и целенаправленно шли, делали очень многое для того, чтобы Сергей стал узнаваем не только в шахматном мире. Участвовали в мероприятиях с футбольным "Спартаком", другими звездами спорта и шоу-бизнеса. Старались перед началом матчем привлечь как можно больше внимания – не отказали в интервью ни одному представителю СМИ.
ДВА МИЛЛИОНА ВИРТУАЛЬНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ
Посмотреть матч воочию в "Фуллтон маркете" можно по цене от 75 до 300 долларов. И, по свидетельствам очевидцев, желающих немало. Местная пресса поначалу не особо жаловала турнир вниманием. Интерес вызывала лишь фигура президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова, у которого были проблемы с получением въездной визы, да обратили американские журналисты внимание то, что на церемонии открытия присутствовал пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков.
"Вот сделал свой ход Карлсен. Приглушенный свет зала тут же взорвали светящиеся мониторы смартфонов и планшетов – зрители спешат вбить в программу ход чемпиона, чтобы посмотреть дальнейшие варианты развития событий. Добавить бы сюда еще разнос пива и крылышек – получили бы отменный спортбар", – так наполовину в шутку, наполовину всерьез описывает происходящее на матче Bloomberg.
По словам президента компании Agon, организатора чемпионского матча Ильи Мерензона инвестиции в турнир составили порядка шести миллионов долларов, а главная сложность в проведении соревнований заключается в том, что шахматы сегодня – это одновременно и спорт, и шоу, и компьютерная игра. По мнению партнера ФИДЕ, доказательством того, что шахматы могут быть зрелищными, является наличие двух миллионов онлайн-зрителей ежедневно. А к финалу их количество, вероятно, только вырастет.