Чегина накажут до конца года
Российское антидопинговое агентство вчера вечером объявило, что Чегин подозревается в обладании запрещенными субстанциями и запрещенными методами, в назначении или попытке назначения любому спортсмену запрещенной субстанции или запрещенного метода, а также в соучастии нарушению антидопинговых правил своими подопечными. Одновременно и.о. президента Всероссийской федерации легкой атлетики Вадим Зеличенок объявил о новом отстранении Чегина от работы с национальной командой, несмотря на то, что саранский тренер официально не работает на международных соревнованиях уже почти год.
Виктор Чегин – тот человек, который сделал российскую спортивную ходьбу сильнейшей в мире, воспитал многочисленных олимпийских чемпионов, чемпионов и рекордсменов мира и Европы. Его именем назван Центр олимпийской подготовки по спортивной ходьбе в Саранске. Центр, который без Чегина не был бы даже в проектах, не говоря о реальности. Чегин – тот тренер, подопечные которого на крупнейших турнирах бились до потери сознания в прямом смысле слова, но вырывали медали. И это тот человек, который посвятил своему делу всю свою жизнь.
И это – тот тренер, с именем которого связна самая громкая за последние годы допинговая сага в российской легкой атлетике. Наверное, нет смысла перечислять всех подопечных наставника Чегина, кто оказался пойман на употреблении запрещенных препаратов – список включает более двух десятков спортсменов. Достаточно назвать олимпийских чемпионов Ольгу Каниськину, Валерия Борчина, Сергея Кирдяпкина и Елену Лашманову. По счастливому стечению обстоятельств (или благодаря грамотной работе юристов) все они сохранили свои олимпийские титулы и почти все другие регалии, но навряд ли могут сегодня открыто считать себя героями отечественного спорта.
За мордовский ЦОП серьезно взялись в январе 2015 года, когда закрывать глаза на постоянно повторяющиеся сообщения о том, что очередной мордовский скороход пойман на допинге, стало уже невозможно. Слишком громкие имена, слишком сильный резонанс. Не случайно ведь перед чемпионатом мира в Москве внезапно получили травмы и Каниськина, и Борчин, и Кирдяпкин – все было ясно уже тогда. Правда, до недавнего времени расследование шло только в отношении должностных лиц Центра и самих спортсменов. Был затронут и мордовский Минспорт, но не лично Чегин.
Авторитетного наставника всеми способами старались вывести из под удара и сделать так, чтобы он продолжал работать, но официально в тренерском штабе сборной не числился. Это почти удалось. Чегин уже не является тренером сборной России по спортивной ходьбе (но он остался на посту главного тренера ЦОП), не ездит с командой на официальные старты. Правда, прошлогодний чемпионат Европы в Цюрихе он посетил как частное лицо, но в нынешнем году Кубок Европы в Мурсии прошел без него – опальный тренер давал указания по телефону тем тренерам, которые были с командой.
И, несмотря ни на что, подопечные Чегина продолжали выигрывать. Казалось, все тихо-мирно сойдет на нет. Тем более, мировые борцы с допингом начали обращать внимание не только на российских звезд, но и на представителей других стран – таких как британец Мо Фара или кениец Уилсон Кипсанг. Тем не менее, окончательно вывести Чегина из-под удара, похоже, так и не удалось. Почему о начале расследования против знаменитого тренера объявлено именно сейчас?
Министр спорта Виталий Мутко намекнул, что причины есть. "Есть новые обстоятельства, которые связаны с жестким контролем соблюдения антидопинговых правил, мы также опустились (в отслеживании использования допинга) на молодежный уровень. Вскрываются факты, которые говорят о необходимости поработать в отношении деятельности Виктора Михайловича Чегина", – заявил министр в интервью "Р-Спорту". Возможно, в ближайшее время будет объявлено о новых фактах употребления допинга, в которых вина Чегина будет уже несомненной.
При этом нельзя сказать, что раньше юниоров из ЦОП не ловили на допинге. Было, и не раз, а вот наказаний, кроме спортсменов, никто не нес. Несмотря на то, что антидопинговые правила в этом отношении особенно безжалостны. "За распространение любой запрещенной субстанции или запрещенного метода, назначение или попытку назначения спортсмену любой запрещенной субстанции или запрещенного метода устанавливается срок дисквалификации от 4 лет до пожизненного. Нарушение антидопинговых правил, совершенное юниором, должно рассматриваться как более серьезное, и если оно произошло по вине персонала спортсмена, персонал спортсмена должен быть дисквалифицирован пожизненно", – говорится в документах WADA.
Ответ на вопрос, почему Чегина начали преследовать персонально только сейчас, а не год или два назад, наверное, стоит искать в ближайшем будущем. В августе в Пекине во время чемпионата мира по легкой атлетике состоятся выборы нового главы Международной федерации легкой атлетики. На этот пост претендуют глава оргкомитета "Лондон-2012" лорд Себастьян Коэ и руководитель украинского НОК, легендарный прыгун с шестом Сергей Бубка. Оба уже не раз заявляли, что одним из основополагающих пунктов их работы будет обеспечение чистоты спорта, защита честных спортсменов. А впереди нас ждет Олимпиада-2016, во время которой мы снова будем ждать от наших легкоатлетов не меньше пяти золотых медалей.
По всей видимости, те жертвы, что уже были принесены в "деле мордовских ходоков", оказались недостаточны. Напомним, что, помимо дисквалификации звездных спортсменов, уже уволены директор ЦОП Виктор Колесников, а затем – и его преемница Ольга Каниськина. Разобрались и с чиновниками в Министерстве спорта Мордовии. Теперь, видимо, настала очередь Виктора Чегина, которого поначалу пытались спасти от антидопинговых санкций всеми возможными способами. "Нам не нужны нечестные медали", – заявил Виталий Мутко, комментируя расследование в отношении опального специалиста.
Министр пообещал обнародовать результаты расследования персонального дела Чегина к концу года. Иллюзий в том, что тренера оправдают, наверное, больше ни у кого нет. Но что изменится после того, как наставника отстранят от работы не только в сборной, но и в Центре его имени? Ничего. Потому что такого тренера нельзя просто так убрать от дела его жизни. Это все равно, что запретить человеку говорить, не отрезая язык. Чегин не будет получать зарплату, не будет появляться непосредственно в ЦОП, но, как частное лицо, он может продолжать делать все то же самое. В конце концов, консультации по телефону никто запретить не в состоянии. И все тренеры работали, работают и будут работать по его методикам.
А рубить под корень весь саранский Центр – это слишком радикально даже для нынешних антидопинговых реалий. Просто потому, что аналогов ему нигде нет и потому, что это – добровольный отказ от всей многолетней работы по созданию уникальной школы и от потраченных на это денег. Ну а что касается нечестных медалей… Когда на Олимпиадах или чемпионатах мира эти самые медали выигрывались в самые тяжелые для команды моменты, почему то никто не предлагал от них отказаться только на том основании, что к ним имел отношение специалист с запятнанной репутацией.